Функциональная
грамотность
Функциональная
грамотность — основа жизненной и
профессиональной
успешности выпускников!
Функциональная грамотность – это
выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к
компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы
решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать
найденные решения.
Составляющие функциональной грамотности:
1.
Читательская грамотность – это способность понимать и
использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых
обществом и ценных для индивида.
2.
Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и
использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов,
для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с
естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания
как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что
естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую
позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
3.
Математическая грамотность – способность распознавать проблемы,
возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами
математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти
проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные
методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной
проблемы; формулировать и записывать результаты решения.
4.
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых
понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и
общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5.
Креативное мышление – это умение смотреть на вещи с
уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к
решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.
6.
Глобальные компетенции – это способность
– критически рассматривать с различных
точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
– осознавать, как культурные, религиозные,
политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды
людей;
– вступать в открытое, уважительное и
эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми
уважения к человеческому достоинству.
С заданиями на развитие функциональной
грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Ø Электронный
банк заданий для оценки функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru
Ø ресурсы
ФГБУ "Федеральный институт педагогических измерений", открытый банк
заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся (7-9 классы),
сформированный в рамках Федерального проекта "Развитие банка оценочных
средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка
заданий для оценки естественнонаучной грамотности": https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Ø банк
заданий сетевого комплекса информационного взаимодействия субъектов Российской
Федерации в проекте "Мониторинг формирования функциональной грамотности
учащихся" (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
), который включает в себя материалы для обучающихся 5-9 классов и учителей по
следующим направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность,
естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции, финансовая грамотность,
креативное мышление
Полезные ресурсы
Функциональная
грамотность школьников
Общие подходы к
формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк
заданий. Полезные ресурсы
Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf
Мониторинг формирования
функциональной грамотности учащихся
Демонстрационные
материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии
образования»
Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php
СИПКРО. Функциональная
грамотность обучающихся
Методические пособия для
педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности
обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения
региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической
и естественнонаучной грамотности обучающихся
Ссылка: https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
Примеры открытых заданий
по функциональной грамотности PISA
Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Примеры открытых заданий
по математической грамотности PISA
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий
по естественнонаучной грамотности PISA
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий
по финансовой грамотности PISA
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий
по читательской грамотности
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
Рекомендуемые электронные ресурсы (для
формирования функциональной грамотности)
ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования Российской Академии наук»
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php
Издательство «Просвещение»
Банк тестов
https://banktestov.ru/test/3674
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main
Дополнительно информацию по вопросу
развития функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений
можно найти в системе «Сетевой город. Образование» на «Доске объявлений», а
также официальном сайте министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края, на страницах официальных аккаунтов ведомства в социальных
сетях. Здесь публикуются информационные материалы для учителей,
обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся.