Памятка для родителей «Профилактика скулшутинга»
Скулшутинг –
это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека, проникшего в школу
с оружием, на школьников внутри учебного заведения. Несмотря на то, что в
России об этом явлении заговорили совсем недавно, за рубежом случаи стрельбы в
школе известны с начала XX века. Первый в
России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошел в
2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя и полицейского,
прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников.
После этого СМИ стали всё чаще писать о стрельбе в школах, а в 2018 году
случилось два инцидента за одну неделю. Сначала в Перми двое подростков ранили
холодным оружием 15 человек в школе, затем в Улан-Удэ вооруженный топором
школьник нанес травмы учительнице и нескольким ученикам, а также поджег
классную комнату. После таких вопиющих случаев в прессе появилось новое
определение – «субкультура Колумбайн». Синдром Вертера – научное название
подражательных убийств и самоубийств. Давно известна закономерность: как только
случается громкое, вопиющее, необычное убийство или самоубийство, тут же
начинается волна точно таких же – подражательных. Подростки наиболее подвержены
влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, о которых прочитали
в книге или журнале, узнали из Интернета. Именно по этой причине субкультура
«Колумбайн» так быстро набрала обороты и получила немалое количество
последователей. Скулшутинг набирает популярность в соцсетях среди школьников,
словно занимая место «групп смерти» и «синих китов».
Причины совершения детьми скулшутинга
Так
что же происходит с детьми, почему они берут в руки оружие и идут расстреливать
одноклассников?
Для
того чтобы человек совершил противоправное действие, направленное против жизни
и здоровья себя или окружающих, он должен находиться в особом состоянии,
которое обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов.
Среди внешних факторов можно
выделить:
отсутствие внимания родителей к ребенку;
ссоры с членами семьи;
трудности ребенка в общении со
сверстниками, конфликты с ними и педагогами;
буллинг (травля) – агрессивное
преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников) со
стороны других членов коллектива или его части;
смерть родственников и друзей;
доступ ребенка к огнестрельному и холодному
оружию в доме;
интерес ребенка к компьютерным играм, в
которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в
сети Интернет, пропагандирующим идеологию скулшутинга.
К
внутренним факторам следует отнести: депрессивное состояние ребенка;
внушаемость и ведомость ребенка;
психические отклонения у ребенка.
Не стоит забывать о том, что на каждого
совершившего правонарушение подростка оказывал влияние целый ряд факторов, и не
все они возникли сиюминутно. В большинстве случаев многие факторы оказывали
свое влияние пролонгированно, то есть воздействовали на психику ребенка и его
поведение на протяжении длительного периода, возможно, и всей жизни.
На что родителям следует обратить внимание
Внутрисемейные
отношения
Семейный уклад – базис
для любого ребенка. Именно в семье он получает информацию об окружающем мире,
развивается. Родители являются первым и главным авторитетом в глазах ребенка, а
семейные традиции и правила представляются ребенку самыми правильными. Дети,
воспитывающиеся в семьях, где царит недоверие, насилие и жестокость, несут
подобную схему общения в общество. Стоит заметить, что в России нападения чаще
совершаются с использованием холодного оружия. Это объясняется тем, что в нашей
стране огнестрельное оружие не легализовано – нож подростку достать проще, чем
пистолет.
Проявление подростком
агрессии
Агрессия
в подростковом возрасте является практически типичной поведенческой
особенностью. В большинстве случаев за повышенной агрессивностью подростка
стоит защитный механизм, который срабатывает, чтобы защититься от окружающего
мира. Стоит заметить, что агрессия бывает и пассивной, внутренней, при этом
внешне подросток остается спокойным. Практически про всех «школьных стрелков»
одноклассники потом говорили: «Он был такой тихий – мы и предположить не могли,
что он на такое способен!» Такая пассивная агрессивность может появиться, если
подростку не хватает внимания родителей, которые не интересуются его жизнью,
увлечениями, проблемами, а также из-за игнорирования его сверстниками.
Специфика отношений со
сверстниками
В
подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает первостепенное
значение. В этот период подростки часто меняют друзей, ища «свою компанию» –
ту, в которой будут приниматься переживания и установки подростка. Если общения
нет или с ним имеются проблемы, то у подростка можно наблюдать появление
серьезных психологических проблем. Задача родителей – помочь ребенку решить
проблему общения со сверстниками, определить причину возникновения разногласий.
Психологические травмы
Если
вспомнить резонансный случай стрельбы в школе «Колумбайн», то можно проследить
четкую тенденцию: подростки, расстрелявшие своих одноклассников, являлись
жертвами травли в школе, которая продолжалась достаточно долгое время.
Безусловно, такая ситуация психологического (и физического) насилия не могла не
оставить свой отпечаток на психике детей – они были психологически
травмированы, и эта травма ежедневно влияла на их психологическое состояние и
вызывала некие поведенческие особенности. Травля может быть прямой – когда
ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, а может
быть и косвенной – распространение слухов и сплетен, бойкотирование,
манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней, мы с тобой не друзья»).
Психическое здоровье
Комплексная
психолого-психиатрическая экспертиза подтверждает, что школьные стрелки нередко
имеют психиатрические диагнозы. Стоит заметить, что диагноз не является
причиной такого страшного поступка, как скулшутинг. К сожалению, многие
родители, опасаясь осуждения окружающих, игнорируют рекомендации детских
психологов и не обращаются за психиатрической помощью.
Пути решения проблемы
В
подростковом возрасте родитель должен стать для ребенка другом, с которым можно
поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым. Именно чувство
отверженности собственными родители может толкнуть тинейджера на такой страшный
шаг, как стрельба в школе. Самое важное – контакт со своим ребенком: станьте
другом для ребенка, с которым можно поделиться своими переживаниями и не
бояться быть отвергнутым, уделяйте больше внимания его проблемам и
взаимоотношениям со сверстниками; контролируйте действия ребенка в социальных
сетях, установите и оцените его круг общения; учите ребенка общению с людьми
вне Интернета; организуйте досуг ребенка во внеучебное время (посещение кружков
и секций); тесно взаимодействуйте с педагогами ребенка, чтобы знать о его
проблемах; не храните огнестрельное и холодное оружие в местах, доступных для
ребенка; обратитесь за помощью к специалисту (психолог, психотерапевт) в случае
замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений
агрессивности.
Любите своих детей, будьте к ним
внимательны и принимайте их такими, какие они есть!