Рабочая программа по музыке 5класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»,
Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень
обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта
особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через
занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как
целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное
значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего
понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях
великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете
целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —
подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного
предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказомМинистерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной
образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного
региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе
примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его
психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития
музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом
обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание
уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность
парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального
искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных
музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных
умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;
аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным
произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных
инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки,
в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,

представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное
для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства
родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает
вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального
образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное
искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наимено
п/п вание
разделов
и
тем
программ
ы

Количествочасов
Репертуар
всего контро практичес для слушания
льные кие
работ работы
ы

Модуль 1. Музыка моего края
1.1. Фольклор
4
0
0
—
народное
творчеств
о

Русские
народные песни
Белорусские
народные песни
Народные песни
других
регионов
Государственны
й академический
русский
народный хор
имени М. Е.
Пятницкого.
«Вдоль по улице
широкой»

для
пения

для
музицирования

Детские М.Глинка
"Камаринская
песни

Виды деятельности Виды,
Дата
изучени
формы
я
контро
ля

Знакомство со
звучанием
фольклорных
образцов в
аудио- и
видеозаписи.
Определение на
слух: ;
Знакомство со
звучанием;
фольклорных
образцов в аудиои видеозаписи.
Определениена
слух.; ;

Устн
ый
опрос
;

Электронн
ые
(цифровые)
образовател
ьные
ресурсы
Электронны
й
учебник,
http://music.e
du.ru,
https://resh.e
du.ru

1.2. Календарн
ый
фольклор

4

0

0

Итого по модулю 8
Модуль 2. Русская классическая музыка

А.Лядов
"Кикимора" Н.
РимскийКорсаков.
Опера
«Снегурочка»
веснянки,
колядки,
масленичные
песни, осенние
песни,
песни на
Троицу
Поэма
"Колокола",
Кантата
«Александр
Невский»
("Вставайте,
люди
русские")

Детские
песни

Календарные и
обрядовые песни

Знакомство с
символикой;
календарных
обрядов;
поиск;
информации о
соответствующих
фольклорных
традициях.;;
Разучивание и
исполнение;
народных песен;
танцев.;
;
;

Устны
й
опрос;

Электронный
учебник,
http://music.ed
u.ru,
https://resh.ed
u.ru/

2.1. Образы
родной
земли

4

0

0

Русская народная песня
"Бородино" Кубанский
казачий хор.
«Распрягайте,
хлопцы, коней»

Детские Русские народные
песни песни

2.2. Русская
исполнител
ьская школа

3

0

0

П. Чайковский.
Фортепианный
цикл«Времена года» («На
тройке «Баркарола»); М.
Мусоргский. Опера
(вступление); М.
Глинка.«Патриотическая
песня»(сл. А. Машистова);
С. Прокофьев. Кантата
«Александр
Невский»(Ледовое
побоище).

Детские Произведения
песни русских
композиторов
Музыкальные
произведения по
выбору: С. В.
Рахманинов.
Поэма "Колокола",
Кантата«Александр
Невский»
("Вставайте, люди
русские")

Итого по модулю

7

Модуль 3. Европейская классическая музыка

Повторение;
обобщение опыта
слушания;
проживания;
анализа музыки
русских
композиторов;
полученного в
начальных;
классах. Выявление;
мелодичности;
широты дыхания;
интонационной
близости;
русскому
фольклору.;;
Разучивание;
Исследовательские
исполнение
проекты; не;
менее
одного
посвящённые
вокального;
биографиям
произведения;
известных
сочинённого;
отечественных;
русским
исполнителей
композитором-;
классической
классиком.;;
музыки;
Рисование
по
;
мотивам;
прослушанных
музыкальных;
произведений.;
;

Устны
йопрос;

Электронный
учебник,
http://music.ed
u.ru,
https://resh.ed
u.ru

Устный
опрос;
Устный
опрос;
контрольн
ая работа.;

Электронный
учебник,
http://music.ed
u.ru,
https://resh.ed
u.ru/

3.1. Националь
ные
истоки
классичес
кой
музыки

5

0

0

3.2. Музыкан
ти
публика

5

0

0

С. Рахманинов. «Вокализ" Н.
Детские В. Моцарт.
Римский-Корсаков.
песни Фантазия для
фортепиано до
Романс«Горные вершины» (ст.
минор.
М. Лермонтова); А.
Рубинштейн.
Фантазия для
Романс«Горные вершины» (ст. М.
фортепиано ре
минор. Соната до
Лермонтова
мажор
А. Варламов. «Горные
(эксп.
вершины» (сл. М.
Ι ч.). «Маленькая
Лермонтова).«Красный
ночная
сарафан»(сл. Г.
серенада»(Рондо).
Цыганова); М. Глинка. Романс
Фрагменты из оперы
"Жаворонок"; С. Рахманинов.
«Волшебная флейта»;
Романс«Сирень» (сл. Е.Бекетовой)
Ф.
Шопен.
Вальс № 6 (ре
бемоль
Ф.Шопен трио для фортепиано,
Детские Произведения
мажор). Вальс№ 7
песни композиторовскрипки и виолончели; соч. 8
(до
диез минор).
классиков
соль минор; Этюд Ор. 10, № 3;
Вальс № 10 (си
Полонез op.
минор); И.
53 As-dur (Героический)
Бах. Маленькая
фортепианные миниатюры из
прелюдия для органа
сборников «Лирические
соль минор (обр. для
пьесы», песни «Лебедь»,
ф-но Д.Б.
«Избушка»,
Кабалевского); Л.
«Люблю тебя!», «Сердце
Бетховен.
поэта», две сюиты к драме
Соната № 14
Генрика Ибсена «Пер Гюнт»,
(«Лунная»)
Концерт для фортепиано с
оркестром

Итого по модулю 10
Модуль 4. Связь музыки с другими видами искусства

Знакомство с
образцами
музыки разных
жанров;
типичных для
рассматриваемых
национальных
стилей;
творчества
изучаемых
композиторов.;;

Устный
опрос;

Электронный
учебник,
http://music.ed
u.ru,
https://resh.ed
u.ru

Знакомство с
образцами
виртуозной музыки.;
Размышление над
фактами биографий
великих;
музыкантов — как
любимцев публики;
так и непóнятых;
современниками.;
;

Устный
опрос;

Электронный
учебник,
http://music.ed
u.ru,
https://resh.ed
u.ru/

4.1. Музыка
и
литерату
ра

5

0

0

4.2. Музык
аи
живопи
сь

4

0

0

0

0

Итого по модулю 9
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕС
ТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАМ
МЕ

34

Музыкальные произведения
по выбору: С. Прокофьев.
Кантата«Александр
Невский»(Ледовое
побоище);
П. Чайковский.
Торжественная увертюра
«1812 год»; М.
Мусоргский. Опера «Борис
Годунов» (Вступление,
Песня Варлаама, Сцена
смерти
Бориса, сцена под
Кромами); А.
Бородин. Опера «Князь
Игорь»(Хор из пролога
Ave
Maria; Ф. Шуберт. Ave
«Солнцу
Maria
(сл. слава!»,
В.
красному
Ария Князя
Скотта);
Моцарт.
Игоря из В.
II д.,
Половецкая
Мотет«Ave,
verumcorpus»
пляска с хором
из II д., Плач
Цветовая
гамма
звуковая
Ярославны
из IVид.);
К.
палитра.
Волков.
Музыкальные
произведения
Кантата "Слово"
по выбору: К. Дебюсси.
«Бергамасская
сюита»(«Лунный свет»); А.
Н.
Скрябин. "Прометей"; А. К.
Лядов
"Волшебное озеро"Греческий
распев XVII в. "Богородице
Дево, радуйся»; И.С. Бах.
Органная прелюдия Сольминор; С. В. Рахманинов
“Богородица Дева, радуйся”;
П. И. Чайковский.

Детск произведения
ие
композиторовпесни классиков

Детск Произведения
ие
композиторовпесни классиков

Знакомство с
образцами;
вокальной и
инструментальной
музыки.;; Сочинение
рассказа;
;
стихотворения под
впечатлением от
восприятия;
инструментального;
музыкального
произведения.;;
Рисование образов
программной музыки.;
;
Музыкальная
викторина на знание
музыки;
названий и авторов
изученных;
произведений.;
;

Устный
опрос;

Электронный
учебник,
http://music.ed
u.ru,
https://resh.ed
u.ru

Устный
опрос;
;
;
;
;

Электронный
учебник,
http://music.ed
u.ru,
https://resh.ed
u.ru

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Музыка — отражение жизни
народа

1

0

0

Устный
опрос;

2.

Богатство и разнообразие
фольклорных традиций.

1

0

0

Устный
опрос;

3.

Фольклор в музыке русских
композиторов

1

0

0

Устный
опрос;

4.

Песня как жанр музыкальнолитературного творчества

1

0

0

Устный
опрос;

5.

Как рождается народная
песня. Певческие голоса

1

0

0

Устный
опрос;

6.

Народный хор.

1

0

0

Устный
опрос;

7.

Образ Родины в
музыкальных произведениях

1

0

0

Устный
опрос;

8.

Календарный фольклор

1

0

0

Устный
опрос;

9.

Образы родной земли.
Писатели и поэты о русской
музыке

1

0

0

Устный
опрос;

10. Отвага и героизм, воспетые в 1
искусстве.

0

0

Устный
опрос;

11. Традиции и новаторство в
творчестве русских
композиторов

1

0

0

Устный
опрос;

12. Колокольность. Вариации
колокольного звона

1

0

0

Тестирование;

13. Вокальная музыка
отечественных
композиторов.

1

0

0

Устный
опрос;

14. Поэтическое звучание
романса.

1

0

0

Устный
опрос;

15. Композитор, исполнитель,
слушатель.

1

0

0

Устный
опрос;

16. Национальные истоки
классической музыки.
Творчество Ф. Шопена.

1

0

0

Устный
опрос;

17. Национальные истоки
классической музыки.
Творчество Э. Грига.

1

0

0

Устный
опрос;

18. Писатели и поэты о
западноевропейской музыке

1

0

0

Устный
опрос;

19. Значение и роль
1
композитора—
основоположника
национальной классической
музыки.
20. Характерные жанры, образы, 1
элементы музыкального
языка.

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

21. Кумиры публики (на примере 1
творчества В. А. Моцарта).

0

0

Устный
опрос;

22. Кумиры публики (на примере 1
творчества Н. Паганини, Ф.
Листа).

0

0

Устный
опрос;

23. Понятие виртуозного
исполнения. Музыкальный
талант

1

0

0

Устный
опрос;

24. Музыкант и публика. Миссия 1
композитора и исполнителя.

0

0

Устный
опрос;

25. Культура слушателя.
Традиции слушания музыки
в прошлые века и сегодня

1

0

0

Устный
опрос;

26. Единство слова и музыки в
вокальных жанрах.

1

0

0

Устный
опрос;

27. Интонации рассказа,
повествования в
инструментальной музыке

1

0

0

Устный
опрос;

28. Картины исторических
событий в музыке.

1

0

0

Устный
опрос;

29. Выразительные средства
музыкального и
изобразительного искусства.

1

0

0

Устный
опрос;

30. Небесное и земное в звуках и 1
красках.

0

0

Устный
опрос;

31. Интерпретации в музыке и
изобразительном искусстве

1

0

0

Устный
опрос;

32. Импрессионизм в музыке и
живописи. Цветовая гамма и
звуковая палитра.

1

0

0

Устный
опрос;

33. Гармония и синтез:
скульптура, архитектра,
музыка.

1

0

0

Устный
опрос;

34. Урок-викторина на знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений.

1

0

1

Тестирование;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

0

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество
«Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Электронный учебник
2. http://music.edu.ru
3. https://resh.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».