Рабочая программа по музыке 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В.
В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных

представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых
особенностей,элементов музыкального языка, композиционных принципов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3)
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной
области«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не
менее 1 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Красота и вдохновение.
Стремление человека к красоте Особое состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе
переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор, хоровод.
Музыкальные пейзажи.
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося
природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно
передать словами.
Музыкальные портреты.
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты»,
выраженные в музыкальных интонациях.
Какой же праздник без музыки?
Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном
празднике.
Музыка на войне, музыка о войне.
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры
(призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Край, в котором ты живёшь.
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты
Русский фольклор.
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые,
заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты.
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России2. Сказки и легенды
о музыке и музыкантах
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Весь мир звучит.
Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.
Звукоряд.
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы
Ритм.
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта
Ритмический рисунок.
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая
партитура.
Высота звуков.
Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации.(диезы,
бемоли, бекары).
Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА"

Композиторы — детям.
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие
жанра.Песня, танец, марш
Оркестр.
Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта —
музыкальное соревнование солиста с оркестром.
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте +
пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор).
Музыкальные инструменты. Флейта.
Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты
в сопровождении фортепиано, оркестра.
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную
музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Модуль "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА"
Песни верующих.
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторовклассиков.
Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА"
Музыка наших соседей.
Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи,
музыкальные инструменты).
Модуль "МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО"
Музыкальная сказка на сцене, на экране.
Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Репертуар
Наименов Количество часов
ание
всего контро практичес для слушания
разделов
льные кие
и
тем
работы работы
программ
ы
Модуль 1. Музыка в жизни человека

№
п/п

1.1. Красота
и
вдохновен
ие

1

0

1

П.И. Чайковский "Вальс
цветов"

для пения

Д.Б.
Кабалевский
"Песня о
школе"

Виды деятельности
Дата
изучени
для
музицирова я
ния

Пластическ
ое
интонирова
ние

Виды,
формы
контро
ля

Электронны
е
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

Разучивание хоровода,
Устный https://resh.edu.
опрос;
ru/
социальные танцы;
http://music.ed
Диалог с учителем о
u.ru/
значении
красоты и;;
вдохновения в жизни
человека.; Слушание;;
музыки;;
концентрация на её
восприятии; своём
внутреннем состоянии.;
Двигательная;;
импровизация под
музыку;;
лирического;;
характера «Цветы
распускаются под;;
музыку». Выстраивание
хорового унисона;
— вокального и;;
психологического.;;
Одновременное взятие и
снятие звука;;
навыки певческого
дыхания по
руке;;
дирижёра. Разучивание;;
исполнение;;
красивойпесни. : ;
;

1.2. Музыкальн
ые
пейзажи

1

0

П.И.Чайковский "Времена
года" -"Осень".

1

Л. Цаллагова
"Песни об
осени",
О.Амбалова
"Счастливая
песенка

Пластическ
ое
интонирова
ние

Слушание произведений Устный https://resh.edu.
опрос;
ru/
программной музыки,
http://music.ed
посвящённой образам
u.ru/
природы. Подбор
эпитетов для описания
настроения,
характера музыки.
Сопоставление музыки с
произведениями
изобразительного
искусства.;

Итого по модулю 2
Модуль 2. Народная музыка России
2.1. Русский
фолькл
ор

1

0

1

Русские народные
песни
Подмосковья:
Р.н.п. "Во поле березка
стояла", "Калинка"

Р.н.п. "Во поле Движени
е
березка
хоровода
стояла",
"Калинка",
потешка
"Зайка"

Участие в коллективной
традиционной
музыкальной игре.;

Устный https://resh.edu.
опрос;
ru/
http://music.ed
u.ru

2.2. Русские
народны
е
музыкал
ьные
инструм
енты
2.3. Сказки,
мифы и
легенды

1

0

1

Плясовые наигрыши

"Детские
частушки"

1

0

1

Н.А. Римский Корсаков
Опера сказка "Сказка о
царе и Салтане и сыне его
Гвидоне" -"Три чуда"

р.н.п."Во
саду ли в
огороде"

Итого по
3
модулю
Модуль 3. Музыкальная грамота

Игра на
музыкаль
ных
инструмен
тах
Разыграй
сказку

Знакомство с
внешним видом,
особенностями
исполнения и
звучания русских
народных
инструментов.;
Знакомство с манерой
подражание голосам
сказывания нараспев.
народных;
Слушание сказок,
инструментов.;;
былин, эпических
Просмотр
сказаний,
видеофильма
о
рассказываемых
русских
нараспев.;
музыкальных
инструментах;
;

Устный
опрос;

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru/

Устный
опрос;

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru

3.1.

Весь мир
звучит

3.2. Звукоряд

0.5

0

0

Звуки природы

Швейцарская
нар.песня
"Кукушка"

Пластичес
кое
интониров
ание

0.5

0

0

Д. Роджерс "Звуки
музыки" из мюзикла

Д. Роджерс
"Звуки
музыки".

Ручные
знаки.

Знакомство со
звуками
музыкальными и
шумовыми.
Различение,
определение на слух
звуков различного
качества.;
Знакомство со
звуками;
музыкальными и
шумовыми.;
Различение;
определение на слух
звуков
различного качества.;;
Игра — подражание
звукам и;
голосам природы с
использованием
шумовых
музыкальных;
инструментов;
вокальной;
Знакомство с
импровизации.;;
элементами нотной
Артикуляционные
записи. Различение
упражнения;
по нотной записи,
;определение на слух
разучивание
и
звукоряда в отличие
исполнение
от других попевок и
песен
с
последовательностей
использованием;
звуков.;
звукоподражательных
элементов; шумовых
звуков;
;

Устный
опрос;

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru/

Устный
опрос;

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru/

3.3. Ритм

1

0

1

Футбольный марш

3.4. Ритмиче
ский
рисунок

1

0

1

П.Чайковский "Марш
Пение со
деревянных солдатиков". словами
П.Чайковского
"Марш
деревянных
солдатиков"

Итого по
модулю

3

Песня
Д. Кабалевского
"Левой, правой",
З. Хабалова
"Мячик".

Шаг под
музыку

Слушание музыкальных Устный
опрос;
произведений с ярко
выраженным
ритмическим рисунком,
воспроизведение
данного ритма по
памяти (хлопками).;;;;

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru/

Шаг и
хлопки под
музыку.

Игра «Ритмическое
Устный
опрос;
эхо»,
прохлопывание ритма
по
ритмическим
карточкам,
проговаривание с
использованием
ритмослогов.
Разучивание,
исполнение на ударных
инструментах
ритмической
партитуры.;
Слушание музыкальных
произведений с ярко
выраженным
ритмическим рисунком,
воспроизведение
данного ритма по
памяти (хлопками).;
Исполнение на
клавишных или
духовых инструментах
(фортепиано,
синтезатор, свирель,
блок флейта, др.)
попевок,
остинатныхформул,

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru/

Модуль 4. Классическая музыка
4.1. Композито 2
0
2
ры —детям

4.2. Оркестр

4.3. Музыкал
ьные
инструме
нты.
Фортепи
ано.

1

2

0

0

1

2

П.И Чайковский
"Детский альбом"

П.И.Чайковс
кий
"Неаполитан
ская
песенка".

Э .Григ "Пер Гюнт""Утро". Н.А.
Римский-Корсаков
"Шехеразада".

Филиппенко
Пластическое
интонировани
"Веселый
музыкант" Д. Б. е
Кабалевский
"Дон-дон".

Шуберт "Вальс" или
любые пьесы для
фоно

В.Шаинск
ий
"Улыбка"

Пластическое
интонировани
е

Движения под
музыку.

Слушание музыки,
определение
основного характера,
музыкальновыразительных
средств,
использованных
композитором. Подбор
эпитетов,
Слушание музыки в
иллюстраций
к
исполнении оркестра.
музыке. Определение
Просмотр
видеозаписи.
жанра.;
Диалог с учителем о
роли
дирижёра.;
«Я — дирижёр» —
игра —
имитация
дирижёрских жестов
во время звучания
музыки.;
Знакомство с
многообразием
красок фортепиано.
Слушание
фортепианных пьес в
исполнении известных
пианистов.;

Устный
опрос;

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru

Устный
опрос;

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru/

Устный
опрос;

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru

Итого по
5
модулю
Модуль 5. Духовная музыка
5.1. Песни
2
0
0
верую
щих

Разновидности
колокольного звона
(благовест и т.д.)

Итого по
2
модулю
Модуль 6. Народная музыка России

Песни к
религиозным
праздникам

Сопровожд
ение
мелодий
треугольни
ком и
колокольчи
ками.

Слушание,
Устный https://resh.ed
опрос;
u.ru/
разучивание,
http://music.e
исполнение
du.ru
вокальных
произведений
религиозного
содержания. Диалог с
учителем
о характере музыки,
манере
исполнения,
выразительных
средствах.;
Знакомство с
произведениями
светской музыки, в
которых
воплощены
молитвенные
интонации,
используется
хоральный склад
звучания.;
Просмотр
документального
фильма о значении
молитвы.;

6.1. Край, в
котором ты
живёшь

1

0

1

сл. К. Образцов,
муз.народная музыка,
обработка В.
Захарченко "Гимн
Кубани".

6.2. Русский
фольклор

1

0

1

Н.А. Римский
Р.Н.П. "Со
Корсаков "Заиграйте, вьюном я хожу"
мои гусельки", р.н.п. " "Во-кузнице".
Со вьюном я хожу"

Итого по модулю 2
Модуль 7. Музыка в жизни человека
7.1. Музыкаль 2
0
2
Вивальди
ные
"Времена года" пейзажи
"Зима", "Весна".

В. Шаинский
"Улыбка"

Г. Струве "Белые
снежинки",
Л.Цаллагова
"Зима"

Характерное
движение
танцев под
музыку.

Пластическ
ое
интонирова
ние

Пластическ
ое
интонирова
ние

Разучивание,
исполнение образцов
традиционного
фольклора своей
местности, песен,
посвящённых своей
малой родине, песен
композиторовРазучивание,
земляков.;
исполнение русских
Диалог с учителем
о
народных
песен разных
музыкальных
традициях
жанров.;
своего родного края.;
Просмотр видеофильма
о культуре родного
края.;

Устный https://resh.ed
опрос;
u.ru/
http://music.e
du.ru

Устный https://resh.ed
опрос;
u.ru/
http://music.e
du.ru/

Слушание произведений Устн
ыйоп
программной музыки,
рос;
посвящённой образам
природы. Подбор
эпитетов для описания
настроения,
характера музыки.
Сопоставление музыки с
произведениями
изобразительного
искусства.;

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru/

7.2. Музыкаль
ные
портреты

2

0

2

М.Мусоргский
"Картинки с выставки"

В. Шаинский
"Антошка"
А. Островский
"Пусть всегда
будет солнце"

Пластичес
кое
интониров
ание

Слушание
Устный
опрос;
произведений
вокальной,
программной
инструментальной
музыки,
посвящённой образам
людей,
сказочных
персонажей. Подбор
эпитетов для
описания настроения,
характера музыки.
Сопоставление
музыки с
произведениями
изобразительного
искусства;
Двигательная
импровизация в
образе героя
музыкального
произведения;

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru/

7.3. Какой
же
праздни
к без
музыки?

1

0

1

И.Дунаевский "Выходной
марш" Р.Щедрин "Озорные
частушки"

В. Шаинский
"Вместе весело
шагать"
К.Певзнер
"Оранжевая
песенка"

Пластичес
кое
интониров
ание

Разучивание и
Устный
опрос;
исполнение
тематических песен к
ближайшему
празднику;

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru/

7.4. Музыка
на
войне,
музыка о
войне

2

0

2

Итого по
7
модулю
Модуль 8. Музыкальная грамота
8.1. Высота
1
0
1
звуков

Итого по
1
модулю
Модуль 9. Музыка народов мира

"Бравые солдаты",
М. Блантер
"Катюша".

Л.Бетховен "Веселая,
грустная"

М. Блантер
"Катюша",
"Бравые
солдаты"

Двиение
марша.

Чтение учебных и
Устный
опрос;
художественных
текстов,
посвящённых
военной
музыке. Слушание,
исполнение
музыкальных
произведений
военной тематики.
Знакомство с
историей их
сочинения и
исполнения;
Дискуссия в классе.
Ответы на
вопросы: какие
чувства вызывает эта
музыка, почему? Как
влияет на наше
восприятие
информация о
том, как и зачем она
создавалась?;

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru/

О.Амбалова
"Счастливая
песенка"

Определе
ние
высоты
звуков
при
помощи
пластики
рук и ног.

Освоение понятий
Устный
«выше-ниже».
опрос;
Определение на слух
принадлежности
звуков к одному из
регистров.
Прослеживание по
нотной записи
отдельных мотивов,
фрагментов знакомых
песен,
вычленение знакомых

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru/

9.1. Музыка
наших
соседей

2

0

2

П.И. Чайковский Концерт №1 для
фоно с
оркестром (финал)
Белорус. Народная песня

Итого по
2
модулю
Модуль 10. Классическая музыка
10.1 Композито 2 0
2
С.В.Прокофьев
. ры -детям
"Детский альбом".

10.2 Музыкаль
. ные
инструме
нты.
Фортепиа
но.

1

0

1

Пластическое
интонирование. К.СенСанс "Карнавал
животных"- "Антилопа

"Веснянка"укр.нар.пес.
,
"Перепелоч
ка"-белор.
нар.пес.

В.Шаинский
"Чунгачанга" З.
Хабалова
"Зверушки".

З.Хабалова"Зверушки

Пластичес
кое
интониров
ание

Пластичес
кое
интониров
ание.

Пластичес
кое
интониров
ание

Знакомство с
особенностями
музыкального
фольклора народов
других стран.
Определение
характерных черт,
типичных
элементов
музыкального языка
(ритм, лад,
Слушание
музыки,
интонации).;
определение
Знакомство с
основного
внешним видом,
характера,
особенностями
музыкальноисполнения и
выразительных
звучания народных
средств,
инструментов.;
использованных
композитором.
Подбор эпитетов,
иллюстраций к
музыке.
Определение
жанра.;

Устный
опрос;

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru/

Устный
опрос;

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru/

Слушание детских
Устный
пьес на
опрос;
фортепиано в
исполнении учителя.
Демонстрация
возможностей
инструмента
(исполнение одной
и той же пьесы тихо
и громко,
в разных регистрах,
разными
штрихами).

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru/

10.3 Музыкальн 1 0
1
К.Сен-Санс "Карнавал
Р. Паулс "Мальчик и
. ые
животных"-"Куры и
сверчок"
инструмен
петухи" и "Лебедь"
ты.
Скрипка,
виолонче
ль
Итого по модулю 4
Модуль 11. Музыка театра и кино
11.1 Музыкальн 2
0
2
М.Коваль "Волк и семеро Разучивание арий.
. ая
козлят"
сказка на
сцене, на
экране

Итого по
модулю
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕ
СТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРА
ММЕ

2
33

0

33

Пластичес
кое
интониров
ание

Разучивание,
исполнение песен,
посвящённых
музыкальным
инструментам.;

Устный
опрос;

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru/

Пластичес
кое
интониров
ание

Видеопросмотр
музыкальной
сказки. Обсуждение
музыкальновыразительных
средств,
передающих
повороты сюжета,
характеры героев.
Игравикторина«Угадай
по голосу».;
Разучивание,
исполнение
отдельных номеров
из детской
оперы, музыкальной
сказки.;

Устный
опрос;

https://resh.ed
u.ru/
http://music.e
du.ru/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

1
Модуль "Музыка в жизни
человека" (А). Стремление
человека к красоте. Музыкальное
вдохновение. Музыкальные
произведения по выбору:
вокальный цикл «Пять песен для
детей» («Начинаем перепляс»)

0

1

Устный
опрос;

2.

1
Модуль "Музыка в жизни
человека" (Б). Образы природы в
музыке. Музыкальные
произведения по выбору: А.

0

1

Устный
опрос;

1

0

1

Устный
опрос;

1

0

1

Устный
опрос;

Вивальди. «Времена года»; П. И.
Чайковский. Цикл «Времена
года»
3.

Модуль "Народная музыка
России" (Б). Многообразие
русского фольклора.
Музыкальные произведения по
выбору: русская народная песня
"Берёзка"; русская народная
строевая песня "Солдатушки,
бравы ребятушки"

4.

Модуль "Народная музыка
России" (В). Народные
музыкальные инструменты.
Музыкальные произведения по
выбору: песня Садко из
оперы«Садко» Н. А. РимскогоКорсакова; русская народная
песня "Полянка"

5.

Модуль "Народная музыка
России" (Г). Русские народные
сказания и былины.

1

0

1

Устный
опрос;

1

0

1

Устный
опрос;

Музыкальные произведения по
выбору: былинные
наигрыши;“Былина о Добрыне
Никитиче”(“То не белая береза к
земле клонится…”); М. И.
Глинка.
6.

Модуль "Музыкальная грамота"
(А). Повсюду слышны звуки
музыки Музыкальные
произведения по выбору: Л. ван
Бетховен. «Багатели»; Ф.
Шуберт. «Экосезы»; П. И.
Чайковский пьесы из «Детского
альбома»; Р. Шуман «Детские
сцены», «Альбом для
юношества»; С. С.
Прокофьев«Детская музыка»;
инструментальные и
оркестровые вариации Й.
Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван
Бетховена, М. И. Глинки; песни
и хоровые произведения

7.

Модуль "Музыкальная грамота"
(Б). Знакомство с нотной
грамотой

1

0

1

Устный
опрос;

8.

Модуль "Музыкальная грамота"
(Г, Д). Звуки длинные и
короткие. Что такое ритм

1

0

1

Устный
опрос;

9.

Модуль "Классическая музыка" 1
(Б). Великие композиторы нашей
Родины. Музыкальные
произведения по выбору: Н.

0

1

Устный
опрос;

Римский-Корсаков. «Полет
шмеля»; П. И. Чайковский.
«Вальс цветов»; И. Ф.
Стравинский. Сюита из
балета«Жар птица»

10. Модуль "Классическая музыка"
(Б). Песня как музыкальный
жанр. Музыкальные
произведения по выбору:
Музыка Д. Кабалевского , слова
А. Пришельца. «Мой край»,
«Песня о школе»; Музыкa В.
Шаинского. Слoвa М.

1

0

1

Устный
опрос;

11. Модуль "Классическая музыка"
(Б). Марш как музыкальный
жанр. Музыкальные
произведения по выбору:
Марш «Прощание славянки»;
«Марсельеза»

1

0

1

Устный
опрос;

12. Модуль "Классическая музыка"
(В). Оркестр. Музыкальные
произведения по выбору: М. И.

1

0

1

Устный
опрос;

1

0

1

Устный
опрос;

1

0

1

Устный
опрос;

Пляцковского. «Улыбка»

Глинка. Опера «Иван
Сусанин»(хор «Славься»); М. П.
Мусоргский. «Картинки с
выставки»; П. И. Чайковский,
концерт для скрипки с оркестром
13. Модуль "Классическая музыка"
(Д). Музыкальные инструменты.
Флейта. Музыкальные
произведения по выбору: П. И.
Чайковский. Концерт для
скрипки с оркестром ре мажор;
Л. ван Бетховен. Концерт для
скрипки с оркестром ре мажор;
В. А. Моцарт. Концерт для
флейты с оркестром №1 cоль
мажор; А. Вивальди. Концерт
для флейты с оркестром
14. Модуль "Духовная музыка" (Б).
Молитва, хорал, песнопение.
Музыкальные произведения по
выбору: Народные песнопения о
Сергии Радонежском. Утренняя
молитва; П. Чайковский. «В
церкви»

15. Модуль "Духовная музыка" (Б).
Образы духовной музыки в
творчестве русских
композиторов. Музыкальные
произведения по выбору: А. П.
Бородин. Опера "Князь Игорь"
(«Мужайся, княгиня»); Н. А.

1

0

1

Устный
опрос;

16. Модуль "Народная музыка
России" (А). Музыкальные
традиции нашей малой Родины

1

0

1

Устный
опрос;

17. Модуль "Народная музыка
России" (Б). Народные
музыкальные традиции.

1

0

1

Устный
опрос;

0

1

Устный
опрос;

0

1

Устный
опрос;

Римский-Корсаков (молитва из
1-й картины 3-го действия в
опере «Сказание о невидимом
граде Китяже», «Литургия св.
Иоанна Златоуста», «Всенощное
бдение»)

Музыкальные произведения по
выбору: русская народная
песня«Дудочка»; М. И.
Глинка.«Камаринская»; И. П.
Ларионов.
«Калинка»
18. Модуль "Музыка в жизни
1
человека" (Б). Образы природы в
романсах русских композиторов.
Музыкальные произведения по
выбору: А. Варламов. «Горные
вершины» (сл. М. Лермонтова);
Г. В.Свиридов «Весна. Осень»; П.
И.Чайковский. Пьесы
«Осенняя песня» и
«Подснежник» из цикла
«Времена года»
19. Модуль "Музыка в жизни
человека" (Б). Музыкальные и
живописные полотна.
Музыкальные произведения по
выбору: М. П. Мусоргский.
Сюита «Картинки с выставки» (в
оркестровке М. Равеля); А.
Алябьев «Вечерний звон

1

20. Модуль "Музыка в жизни
человека" (В). Музыкальный
портрет: образчеловека

1

0

1

Устный
опрос;

21. Модуль "Музыка в жизни
человека" (В). Музыкальный
портрет: двигательная
импровизация

1

0

1

Устный
опрос;

22. Модуль "Музыка в жизни
человека" (Г). Какой же
праздник без музыки?

1

0

1

Устный
опрос;

1

0

1

Устный
опрос;

1

0

1

Устный
опрос;

25. Модуль "Музыкальная грамота" 1
(З). Высота звуков. Музыкальные
произведения по выбору: П. И.
Чайковский Первый концерт для
фортепиано с оркестром (1
часть); С. В. Рахманинов.

0

1

Устный
опрос;

Музыкальные произведения по
выбору: Слова и музыка П.
Синявского. «Рождественская
песенка»; народные славянские
песнопения. «Добрый тебе
вечер», «Рождественское чудо»
23. Модуль "Музыка в жизни
человека" (Г). Какой же
праздник без музыки?
Музыкальные произведения по
выбору: «Ай, как мы масленицу
дожидали», «Полянка»,
«Проводы зимы», «Березонька
кудрявая, кудрявая, моложавая»
24. Модуль "Музыка в жизни
человека" (Е). Музыка о войне.
Музыкальные произведения по
выбору: Р. Шуман. «Грезы»; А.
Вайнер «Мой дедушка-герой»

«Вокализ», Второй концерт для
фортепиано с оркестром (начало

26. Модуль "Музыка народов мира"
(А). Музыкальные традиции
наших соседей: песни и танцы.
Музыкальные произведения по
выбору: белорусская народная
песня «Дударики-дудари»,
казахская народная песня
«Богенбай батыр», кюй
Курмангазы «Балбырауын» в
исполнении домбры

1

0

1

Устный
опрос;

27. Модуль "Музыка народов мира"
(А). Музыкальные традиции
наших соседей: инструменты и
их звучание

1

0

1

Устный
опрос;

28. Модуль "Классическая музыка"
(Б). Звучание настроений и
чувств. Музыкальные
произведения по выбору: П. И.

1

0

1

Устный
опрос;

29. Модуль "Классическая музыка" 1
(Г). Музыкальные инструменты.
Рояль и пианино. Музыкальные
произведения по выбору: П. И.
Чайковский. Пьесы из «Детского
альбома»: «Баба Яга», «Утренняя
молитва», Марш деревянных
солдатиков», «Новая кукла»,
«Болезнь куклы»

0

1

Устный
опрос;

30. Модуль "Классическая музыка"
(Г). Музыкальные инструменты.

0

1

Устный
опрос;

Чайковский «Детский
альбом»(«Болезнь
куклы»,«Новая кукла»); Д.
Б.
Кабалевский "Клоуны"; С. С.
Прокофьев "Петя и волк"

«Предки» и «наследники»
фортепиано

1

31. Модуль "Классическая музыка"
(Е). Скрипка, виолончель.

1

0

1

Устный
опрос;

32. Модуль "Музыка театра и кино" 1
(А). Музыкальная сказка на
сцене и на экране. Музыкальные
произведения по выбору:
«Морозко» (режиссер А. Роу,
композитор Н. Будашкина),
«После дождичка в четверг»
(режиссер М. Юзовский,
композитор Г. Гладков),
«Приключения Буратино»
(режиссер Л. Нечаев, композитор
А. Рыбников)

0

1

Устный
опрос;

33. Модуль "Музыка театра и кино"
(А). Сочиняем музыкальную
сказку

1

0

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

0

33

Мастера скрипичной музыки.
Музыкальные произведения по
выбору: П. И. Чайковский.
Концерт для скрипки с
оркестром ре мажор; Л. ван
Бетховен. Концерт для скрипки с
оркестром ре мажор; В. А.
Моцарт. Концерт для флейты с
оркестром №1 cоль мажор; А.
Вивальди. Концерт для флейты с
оркестром; Ф. Мендельсон.
Концерт для скрипки с
оркестром

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».