Рабочая программапо географии 5-9 классы

1. Пояснительная записка
В соответствие Концепцией развития географического образования в Российской Федерации
в программу внесены темы модуля «География родного края». Изучение географии Краснодарского
края возможно, как при изучении каждой темы, так и в конце учебного года, за счет резервного
времени.
Авторами программы практические работы не вынесены в отдельный блок, потому что
обучение географии носит практическую направленность и на каждом уроке осуществляется тот
или иной вид практической деятельности, отражающийся в поурочном планировании учителя и
оценивающийся не обязательно у каждого обучающегося. Поэтому, наиболее важные практические
работы внесены в календарно-тематическом планировании в тему урока.
Такие работы
оцениваются у каждого обучающегося.
Особенность проведения практических работ на уроках географии в 5-6 классах заключается
в том, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются
последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая
работа, связанная с определением географических координат, расстояний, направлений по плану
или карте или с ведением календаря погоды и т.п. - это не одна, а несколько практических работ,
запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя после
завершения работ. Темы таких работ указываются в календарно-тематическом планировании в
соответствии с темой урока, но отметка за выполнение может быть проставлена через 4-5 уроков,
то есть после завершения работы.
Количество практических работ: в 5 кл. - 6; в 6 кл. – 7; в 7 кл. – 12; в 8 кл. – 14; в 9 кл. – 14.
Планируемые результаты обучения:
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне
образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных,
гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов
личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного
общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
10) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);
11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии
являются:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и

неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её
географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты
как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания
уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и
акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде.
Результаты изучения учебного предмета
Раздел 1. Источники географической информации
Выпускник научится:
•

использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практикоориентированных задач;

•

анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

•

по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать
зависимости и закономерности;

•

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по
географическим картам разного содержания;

•

в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации
выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

•

составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием
разных источников географической информации;

•

представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения
учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных
навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Выпускник научится:
•

различать

изученные

географические

объекты,

процессы

и

явления,

сравнивать

географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
•

использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между
изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их
свойств, условий протекания и географических различий;

•

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного
давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и
скорости течения водных потоков;

•

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:

•

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

•

приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического
использования географических знаний в различных областях деятельности;

•

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

•

создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Раздел 3. Население Земли
Выпускник научится:
•

различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

•

cравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира

•

использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и
явлениями для объяснения их географических различий;

•

проводить расчеты демографических показателей;

•

объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:

• приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении
в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и
регионов;
• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с
изучением населения.
Раздел 4. Материки, океаны и страны
Выпускник научится:
•

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

•

сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов
и отдельных стран;

•

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;

•

описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

•

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

•

создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и
хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
происходящих в географической оболочке;
• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных
изменений климата;
• оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для
отдельных регионов и стран;
• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи
с природными и социально-экономическими факторами.
Раздел 5. Особенности географического положения России
Выпускник научится:
•

различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;

•

оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

•

использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения
практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий
с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:

•

оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,
обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими
изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Раздел 6. Природа России
Выпускник научится:

•

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны
и отдельных регионов;

•

сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

•

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;

•

описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов

•

объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

•

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;

•

создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы
России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией
Выпускник получит возможность научиться:

•

оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны,
связанных с глобальными изменениями климата;

•

делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов.
Раздел 7. Население России
Выпускник научится:

•

различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности
населения России и отдельных регионов и стран;

•

анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную
структуру, особенности размещения населения по территории России, географические
различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

•

сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому
и религиозному составу;

•

объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на
селения России и ее отдельных регионов;

•

находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного
характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных
процессов или закономерностей;

•

использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной
структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном
составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении
численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого
капитала;

•

оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.

Раздел 8. Хозяйство России
Выпускник научится:
•

различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру
хозяйства;

•

анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по
территории страны;

•

объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

•

использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей
экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной
жизни.
Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы
об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Раздел 9. Районы России
Выпускник научится:
•

объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

•

сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

•

оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социальноэкономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:

• составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с
изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;
• создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях
отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных,
социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.
Раздел 10. Россия в современном мире
Выпускник научится:
•

сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни,
качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

•

оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:

•

выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

•

объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

•

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Учебный план

№

Раздел, тема

Количество часов
5 класс
Авторская
программа

Рабочая
программа

6 класс
Авторская
программа

Рабочая
программа

6

6

из -

-

1

Раздел «Географическое
познание нашей планеты»

3

3

2

Раздел «Земля как планета
Солнечной системы»

4

4+2
резерва

3

Раздел «Изображение земной
поверхности»

-

-

3.1

Тема «План местности»

3.2

Тема «Глобус и географическая карта — модели земной
поверхности»

12

12

6

6

6

6+1
резерва

из

4

Раздел «Геосферы Земли»

25

25

14

14

4.1

Тема «Литосфера»

8

8

5

5

4.2

Тема «Гидросфера»

7

7

2

2

4.3

Тема «Атмосфера»

4

4

6

6

1

1

4.4

Тема «Почвенный покров»

4.5

Тема «Биосфера»

6

6

-

-

5

Тема «Географическая
оболочка Земли»

-

-

1

1

Резерв

3

2

2

1

Всего часов

35

34

35

34

Всего практических работ

-

6

-

7

6

7 класс.

Материки, океаны, народы и страны

№

Раздел, тема

Количество часов
Авторская
Рабочая
программа
программа

1

Введение. Источники географической информации

2

2

2

Раздел «Современный облик планеты Земля»

4

6

2.1

Тема «Геологическая история Земли»

2

4

2

2

5

5

1

1

2.2

3

3.1

Тема «Географическая среда и человек»
Раздел «Население Земли»
Тема «Освоение Земли человеком»

3.2

Тема «Рост численности населения Земли»

1

1

3.3

Тема «Размещение людей на Земле»

1

1

3.4

Тема «Народы и религии мира»

1

1

3.5

Тема «Городское и сельское население»

1

1

4

Раздел «Главные особенности природы Земли»

17

17

4.1

Тема «Литосфера и рельеф»

3

3

4.2

Тема «Климат и воды»

7

7

4.3

Тема «Растительный и животный мир материков»

3

3

4.4

Тема «Самые крупные природные комплексы Земли
— материки и океаны»

4

4

34

35

5

Раздел «Материки и страны»

5.1

Тема «Африка»

6

6

5.2

Тема «Австралия и Океания»

3

3

5.3

Тема «Южная Америка»

5

5

5.4

Тема «Антарктида»

1

1

5

5

5.5

Тема «Северная Америка»

5.6

Тема «Евразия»

14

15

5.6.1

Основные черты природы. Население

1

1

5.6.2

Европа

6

7

5.6.3

Азия

7

7

3

6

Раздел «Природа Земли и человек»

3

7

Резерв

5

Всего часов

70

Всего практических работ

68

12

8 класс. География России. Природа. Население
Количество часов

1

Введение

2

Раздел «Географическое положение и
формирование государственной территории
России»
Тема «Географическое положение России»

2.1

Авторская
программа
1

Рабочая
программа
1

13

13

9

9

2.2

Тема «История заселения, освоения и исследования 4
территории России»

4(+1)

3
3.1

Раздел «Природа России
Тема «Рельеф, геологическое строение и
минеральные ресурсы»

35
6

35
6

3.2

Тема «Климат и агроклиматические ресурсы»

6

6(+1)

3.3

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»

6

6

3.4

Тема «Почвы и почвенные ресурсы»

3

3

3.5

Тема «Растительный и животный мир. Биологические
ресурсы»

3

3

3.6

Тема «Природные различия на территории России»

11

11(+1)

10
4
7
70

10(+2)
4
5
68

4
5
6

Раздел «Население России»
Раздел «Природный фактор в развитии России»
Резерв
Всего часов

Всего практических работ

9 класс.

1

1.1

2

11

Хозяйство. Регионы России

Раздел «Хозяйство России»
Тема «Общая
характеристика хозяйства России»
Раздел «География отраслей и межотраслевых
комплексов»

Количество часов
Авторская
Рабочая
программа
программа
27
27

3

3

22

22

2.1

Тема «Топливно- энергетический комплекс»

4

4

2.2

Тема «Металлургический комплекс»

3

3

2.3

Тема «Химико-лесной комплекс»

3

3

2.4

Тема
«Машиностроительный
комплекс»

3

3

2.5

Тема «Агропромышленный комплекс»

3

3

2.6

Тема «Инфраструктурный комплекс»

4

4

2.7

Тема «Экологический потенциал России»

2

2

Раздел «Природно-хозяйственные регионы
России»

39

39

3

3.1

Тема «Принципы выделения регионов на
территории страны»

2

2

3.2

Тема «Общая комплексная характеристика
Европейской части России»

1

1

3

4

3.3

Тема «Центральная России»

3.4

3.5

Тема «Европейский Север»
Тема «Северо-Западный регион»

3

3

3

3

3.6

Тема «Поволжский регион»

3

3

3.7

Тема «Европейский Юг»

3

3

3.8

Тема «Уральский регион»

3

3

3.9

Тема «Общая комплексная характеристика Азиатской 1
части России»

1

3.10

Тема «Сибирь»

2

2

3.11

Тема «Западно-Сибирский регион»

3

3

3.12

Тема «Восточно-Сибирский регион»

3

3

3.13

Тема «Южно-Сибирский регион»

3

3

3.14

Тема «Дальневосточный регион»

5

5

Раздел «Россия в современном мире»

2

2

Резерв

2

-

Всего часов

70

68

4

Всего практических работ

12

Содержание курса

Раздел (тема)
Раздел «Географическое
познание нашей планеты»

Содержание
5-6 класс Начальный курс.
Что изучает география? Методы географии и значение науки в
жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты.
Выдающиеся географические путешествия и открытия.
Практические работы: 1(5кл.). Наблюдение за высотой Солнца
над горизонтом. 1.(6 кл.) Обозначение на контурной карте
результатов выдающихся географических открытий и путешествий

Раздел «Земля как планета Возникновение Земли и её геологическая история. Форма,
Солнечной системы»
размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь
людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной
системы. Объяснение географических следствий движения
Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни
равноденствий и солнцестояний
Раздел «Изображение земной поверхности»
Тема «План местности»
Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на
местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане.
Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и
полярная съёмки. Условные знаки. Абсолютная и относительная
высота. Изображение на плане местности неровностей земной
поверхности: горизонтали, отметки высот. Значение планов
местности в практической деятельности человека
Практические работы:
2.(6 кл.) Определение на местности направлений и расстояний
3. (6 кл.) Построение простейших глазомерных планов
небольших участков местности.
4.(6 кл.) Чтение плана местности.
5. (6 кл.) Определение по картам географических координат
точек.
Тема «Глобус и
Глобус — модель Земли. Изображение поверхности Земли на
географическая карта —
глобусе. Географическая карта. Градусная сетка на глобусе и
модели земной
карте (географические полюсы, меридианы и параллели,
поверхности»
тропики и полярные круги). Географические координаты.
Изображение на географических картах неровностей земной
поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как
источник информации. Сходства и различия плана местности и
географической карты. Значение карт в деятельности человека.
Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из
космоса
Раздел «Геосферы Земли»
Тема «Литосфера»
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора.
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения
земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие
земную кору, их использование человеком. Внутренние
процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и
извержения вулканов. Виды движения земной коры.
Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных
вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные
природные явления в литосфере, правила поведения во время
их активизации.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор
и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы
рельефа своей местности.
Природные памятники литосферы.

Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на
равнинах. Отражение особенностей окружающего человека
рельефа в произведениях искусства. Практические работы:
2. (5 кл.). Определение по карте ГП гор или равнин.
3. (5 кл.) Описание по карте гор или равнин.
Тема «Атмосфера»

Тема «Гидросфера»

Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной
поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности
суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты
солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и
причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность
воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода,
причины её изменений. Предсказание погоды, народные
приметы. Климат. Распределение солнечного тепла и света по
поверхности Земли в зависимости от географической широты.
Зависимость климата от близости океана, высоты места,
океанских течений, расположения горных хребтов.
Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.
Погода и сезонные явления своей местности. Отражение
особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и
фольклоре
Практические работы:
4. (5 кл.) Наблюдение за изменением атмосферного давления.
5.(5 кл.) Измерения направления и скорости ветра, количества
осадков и температуры воздуха
6.(6 кл.) Обработка результатов наблюдений за погодой в своей
местности (анализ суточного и годового хода температуры
воздуха, построение розы ветров).
Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды. Мировой
океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане:
острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового
океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения
(тёплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового
океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная
долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер
течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра,
происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение
рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение
горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники —
источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение,
условия залегания и использование. Человек и гидросфера.
Охрана вод от загрязнения. Природные памятники гидросферы.
Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей
водных объектов в произведениях искусства
Практические работы:
6.(5 кл.) Изучение свойств воды

Тема «Почвенный покров»

Почва и её образование. Плодородие почвы

Тема «Биосфера»

Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле.
Разнообразие животных и растений, неравномерность их
распространения на суше. Жизнь в океане. Приспособленность
организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира.
Красная книга
Тема «Географическая
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы,
оболочка Земли»
гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова.
Природные компоненты. Природно-территориальные
комплексы. Географическая оболочка — самый большой
природный комплекс. Состав и строение географической
оболочки. Человек как часть географической оболочки.
Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав
населения Земли.
Практическая работа 7 (6 кл.). Экскурсия. Ознакомление с
компонентами природы своей местности.
Перечень географических объектов 5-6 класс (номенклатура)
Тема «Литосфера»
Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая
Китайская, Великие равнины (Северная Америка).
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы,
Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.
Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи,
Этна.
Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка,
горы Кордильеры.
Тема «Гидросфера»
Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных Ветров,
Бразильское, Северо-Атлантическое.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек,
Хуанхэ. Озёра: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика,
Верхнее, Онежское.
Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер.

7 класс Материки, океаны, народы и страны
Введение

Какую географию изучают в 7 классе. Источники географической информации,
их разнообразие. Географическая карта — особый источник географических
знаний. Многообразие географических карт. Способы картографического
изображения. Составление перечня источников географической информации.
Группировка карт учебника и атласа по разным признакам. Географические

описания, комплексные характеристики. Практическая работа 1. Группировка
карт по разным признакам
Раздел «Современный облик планеты Земля»
Тема
Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на
«Геологическ Земле. Материки и части света. Материки Старого и Нового света. Понятие
ая история
«географическое положение»; его влияние на формирование природы
Земли»
территории. Особенности географического положения каждого материка и
океана. Определение географического положения материка, моря, своей
местности
Тема
Понятия «географическая оболочка» и «географическая среда». Основные свой«Географич ства географической оболочки и её закономерности. Пространственная неодноеская среда родность и её причины. Разнообразие природы Земли. Территориальные
и человек»
комплексы:
природные,
природно-антропогенные
и
антропогенные.
Составление списка примеров различных территориальных комплексов.
Пограничные области суши и океана — особые природные комплексы.
Зональные и азональные природные комплексы суши и океана. Понятие
«природная зона». Смена природных комплексов на равнинах суши, в горах и в
океане. Выявление по картам географической зональности природы на Земле.
Составление характеристики природной зоны своей местности и её изменений
под влиянием деятельности людей. Понятия «широтная зональность» и
«вертикальная поясность» на суше и в океане. Человечество — часть
географической оболочки. Изменения географической оболочки под
воздействием деятельности человека
Раздел «Население Земли»
Тема
Территории наиболее древнего освоения. Численность населения Земли.
«Освоение
Изменение численности населения во времени. Методы определения
Земли
численности населения, переписи населения. Прогнозы изменения численности
человеком» населения Земли. Анализ графика изменения численности населения во времени,
определение изменений в темпах роста населения мира
Тема «Рост Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность,
численност естественный прирост населения, их качественные различия и географические
и населения особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст
Земли»
населения стран и продолжительность жизни. Решение задач на вычисление
рождаемости, смертности, естественного прироста населения. Миграции
Тема
Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения. Карта
«Размещени плотности населения Земли. Неравномерность размещения населения мира;
е людей на
главные области расселения. Определение по карте плотности населения
Земле»
наиболее и наименее заселённые территории суши. Факторы, влияющие на
размещение населения по материкам, климатическим областям, природным
зонам, по удалённости от океанов. Объяснение причин, влияющих на плотность
населения
Тема
Понятие «этнос». Языковые семьи. География народов и языков. Крупнейшие
«Народы и
этносы. Малые народы. Карта народов мира. Миграции этносов. Моделирование
религии
на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также
мира»
путей исторических и современных миграций.
Мировые и национальные религии, их география. Материальная и духовная
культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с
окружающей средой. Культурно-исторические регионы мира. Памятники

всемирного культурного наследия. Многообразие стран, их основные типы.
Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география. Показ
на карте крупнейших стран мира и определение по карте основных видов
хозяйственной деятельности
Тема
Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения
«Городское и мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в
сельское
хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов.
население»
Крупные города. Городские агломерации. Определение и показ на карте самых
больших городов мира, деятельности людей в этих странах.
Практическая работа 2. Решение задач по теме «Население».
Раздел «Главные особенности природы Земли»
Тема
Типы земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Планетарные
«Литосфера
формы рельефа. Плиты литосферы, их движение и взаимодействие. Средини рельеф»
но-океанические хребты: местоположение, размеры, происхождение. Ложе
океанов. Переходные зоны между материками и океанами: континентальный
шельф, склон. Сложные переходные зоны окраин Тихого океана.
Глубоководные желоба, причины их формирования. Платформы и складчатые
пояса. Карта строения земной коры. Чтение карты строения земной коры, космических и аэрофотоснимков с целью установления связи между строением
земной коры и размещением крупнейших и крупных форм рельефа.
Сейсмические пояса Земли. Практическое значение знаний о строении и
развитии литосферы. Выявление закономерностей распространения
землетрясений и вулканизма на Земле.
Равнины и горы материков, закономерности их размещения в зависимости от
строения литосферы. Общие черты в строении рельефа «южных» и «северных»
материков. Сравнение рельефа двух материков с выявлением причин сходства и
различий. Изменения рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов.
Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности, антропогенные формы рельефа. Закономерности размещения на материках месторождений
полезных ископаемых. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Различия в рельефе и минеральных ресурсах отдельных материков. Природные
памятники литосферы материков.
Практическая работа 3. Установление связи между строением земной коры и
формами рельефа.
Тема
Закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления
«Климат и
и осадков на материках. Неравномерность их распределения на земной
воды»
поверхности, влияние на жизнь и деятельность человека. Климатообразующие
факторы. Объяснение роли каждой группы климатообразующих факторов в
формировании климатов Земли. Типы воздушных масс; условия их
формирования и свойства. Зависимость свойств от особенностей земной
поверхности районов формирования. Составление характеристики основных
типов воздушных масс. Причины перемещения воздушных масс. Крупные
постоянные ветры тропосферы. Климат, его основные показатели.
Климатические карты. Изотермы. Чтение климатических карт для характеристики климата территории и оценивание климатических условий для

жизни человека. Анализ климатических диаграмм. Климатические пояса и области; закономерности их размещения. Особенности климатов «южных» и «северных» материков. Влияние климатических условий на размещение
населения. Адаптация человека к климатическим особенностям территории,
средства защиты от неблагоприятных воздействий. Особенности жизни в
экстремальных климатических условиях. Оценивание климата какого- либо
материка для жизни населения.
Мировой океан — главная часть гидросферы. Особенности природы. Причины
поверхностных течений, их значение для природы Земли. Роль Океана в
формировании климатов Земли, в хозяйственной деятельности людей.
Выявление зональности в распределении водных масс, температуры и солёности вод Мирового океана. Воды суши. Общая характеристика внутренних вод
континентов, зависимость их от рельефа и климата. Закономерности питания и
режима вод суши. Черты сходства и различия вод материков. Описание по
карте территорий с густой речной сетью, районов распространения ледников,
озёр, болот. География «речных цивилизаций». Водные ресурсы материков, их
размещение и качество. Сравнение и оценивание обеспеченности материков
внутренними водами.
Изменения вод под влиянием хозяйственной деятельности, рациональное
использование вод. Природные памятники гидросферы. Обсуждение проблемы
рационального использования водных ресурсов.
Практические работы:
4. Описание климата одного из поясов (по выбору).
5. Сравнение внутренних вод материков (по выбору).
Тема
Проявление закона географической зональности в размещении живых
«Растительн организмов на Земле. Зональные типы почв материков. Понятие «природная
ый и
зона». Особенности растительности, почв и животного мира основных
животный
природных зон материков. Составление характеристики одной из природных зон
мир
с установлением связей между компонентами зоны. Сравнение лесных зон в
материков» пределах северных материков. Своеобразие органического мира каждого
материка. Культурные растения и домашние животные. Сохранение человеком
растительного и животного мира Земли. Выявление по картам антропогенных
изменений природы зон. Наиболее благоприятные для жизни человека
природные зоны. Практическая работа 6. Установление сходства и различий в
природе Евразии и Северной Америки.
Тема
Особенности природы и населения «южных» материков. Особенности природы
«Самые
и населения «северных» материков. Определение сходства и различий в
крупные
географическом положении групп материков, а также в рельефе, климате и
природные
других компонентах природы. Установление природных богатств материков и
комплексы
составление их оценки. Океаны. Число океанов на Земле. Географическое поЗемли —
ложение каждого из океанов. Особенности природы океанов. Проявление зоматерики и нальности, природные пояса. Минеральные и органические ресурсы океанов, их
океаны»
значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты и каналы.
Источники загрязнения вод океанов. Экологические проблемы и пути их
решения. Моделирование на контурной карте транспортной, промысловой,
сырьевой, рекреационной и других функций океана.
Практическая работа 7. Моделирование на контурной карте функций океана
(по выбору)

Раздел «Материки и страны»
Тема
Определение географического положения материка и его влияния на природу.
«Африка»
Особенности природы материка. Составление характеристики компонентов
природы Африки. Составление характеристики населения материка
(численность, плотность, этнический состав).
Политическая карта материка и её изменения во времени. Группировка стран
Африки по различным признакам. Деление континента на крупные природнохозяйственные комплексные и историко-культурные регионы. Страны Северной
Африки. Египет. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия.
Составление образного описания и характеристики одной из стран материка.
Страны Восточной Африки. Эфиопия. Установление отличий природы стран
Восточной Африки от природы стран других регионов материка. Страны Южной
Африки. ЮАР. Определение по картам основных видов хозяйственной
деятельности населения стран одного из регионов. Практическая работа 8.
Чтение и анализ климатограмм материка (по выбору)
Тема
Особенности природы материка. Причины особенностей компонентов природы
«Австралия материка. Оценивание природных богатств Австралии. Население. Сравнение
и Океания» природы и населения Австралии и Африки. Выявление причин изменений
природы Австралии. Составление сравнительной характеристики природы,
населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии.
Австралия — страна-материк. Океания. Состав региона. Природа и люди.
Практическая работа 9. Составление характеристики страны по картам
Тема
Особенности природы материка. Объяснение причин особенностей природных
«Южная
компонентов материка. Сравнение природы Южной Америки с природой АфриАмерика»
ки и Австралии.
Оценивание природных богатств материка. Население континента. Составление
характеристики населения, особенностей его материальной и духовной
культуры. Историко-культурный регион Латинская Америка. Политическая
карта Южной Америки. Группировка стран по различным признакам. Страны
Востока материка. Бразилия. Аргентина. Страны Анд. Венесуэла. Перу. Чили.
Составление комплексной характеристики одной из стран континента.
Практическая работа 10. Составление характеристики природных богатств
Бразилии по картам.
Тема
Особенности природы Антарктиды. Объяснение причин особенностей
«Антарктид
природы материка. Освоение Антарктики человеком. Международный статус
а»
материка. Влияние Антарктики на природу Земли.
Особенности освоения человеком «Южного» океана. Достижения
географической науки в изучении южной полярной области планеты.
Определение целей изучения южной полярной области Земли и составление
проекта использования природных богатств материка в будущем
Тема
Влияние географического положения на природу материка. Особенности приро«Северная
ды материка. Определение закономерностей размещения на материке основных
Америка»
природных богатств. Население. Выявление и объяснение специфики этнического состава населения Канады, США и Мексики. Историко-культурная область
Северной (Англосаксонской) Америки. Канада. Соединённые Штаты Америки.
Страны Средней Америки. Мексика. Составление характеристики
хозяйственной деятельности одной из стран. Показ на карте больших городов
стран континента, различение их по географическому положению и функциям

Тема
«Евразия»

Раздел
«Природа
Земли и
человек»

Оценивание влияния географического положения на природу материка. Особенности природы Евразии. Население материка. Составление «каталога» народов
Евразии по языковым группам. Историко-культурные регионы материка:
Европейская культурная область, Индийская, Китайская, или ВосточноАзиатская, Индокитайская, регион Евроазиатский России. Россия. Описание
географического положения, особенностей природы, населения и его
хозяйственной деятельности. Сравнение с Канадой.
Страны Северной Европы: Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия. Описание
видов хозяйственной деятельности народов стран Северной Европы, связанных
с работой в океане. Страны Западной Европы: Великобритания, Германия,
Франция. Сравнение природы, природных богатств стран Западной Европы;
установление по карте размещения отраслей хозяйства по территории стран.
Страны Восточной Европы: Польша, Белоруссия, Украина, Молдавия,
дунайские страны. Сравнение и оценивание географического положения стран
Восточной Европы Страны Южной Европы: Италия. Объяснение по картам
особенностей природы стран Южной Европы. Показ на карте больших городов
стран Европы, определение их функций.
Страны Юго-Западной Азии. Турция, Грузия, Азербайджан, Армения.
Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам.
Страны Южной Азии. Индия. Составление по картам и тексту учебника
комплексной характеристики Индии. Страны Центральной и Восточной Азии.
Казахстан и страны Средней Азии. Монголия. Китай. Моделирование на
контурной карте основных видов хозяйственной деятельности населения и
крупных городов Китая. Япония.
Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Составление комплексной характеристики одной из стран Юго- Восточной Азии. Практические работы: 11.
Сравнение и оценка природных богатств двух стран Европы (по выбору). 12.
Составление по картам и тексту учебника комплексной характеристики Индии.
Географическая оболочка как среда жизни человека. Природа — основа жизни
людей. Объяснение причин изменений характера взаимодействия человека и
природы во времени. Природные условия и ресурсы.
Виды природных ресурсов. Описание видов природных ресурсов по
происхождению и принадлежности к какому- либо компоненту природы.
Моделирование на контурной карте основных видов природных богатств
материков и океанов. Взаимодействие природы и человека в прошлом и
настоящем на континентах, в океанах, отдельных странах. Рациональное и
нерациональное природопользование. Составление таблицы с примерами
рационального и нерационального природопользования на материках и в странах мира. Изменение природы в планетарном, региональном и локальном
масштабах. Источники загрязнения окружающей среды. Составление описания
местности, в которой школьник провёл летние каникулы, выявление её
геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества
окружающей среды, а также памятников природы и культуры. Сохранение
качества окружающей среды. Проблема устойчивого развития природной
среды. Необходимость международного сотрудничества в использовании и
охране природы Земли.
Роль географической науки в рациональном использовании природы. Методы
географической науки: наблюдения, описательные и сравнительные методы.
Картографический метод. Статистический, исторический и полевой методы.

Аэрокосмические и другие дистанционные методы. Применение новейших
методов исследования. Изучение природы на Земле
8 класс. География России. Природа. Население
Введение
Что и с какой целью изучают в курсе «География России»
Раздел «Географическое положение и формирование государственной территории России»
Тема
Понятие «географическое положение». Особенности географического
«Географическ
положения России, виды и уровни географического положения: природноое положение
географическое, экономико- и транспортногеографическое; геокультур- ное,
России»
этнокультурное, эколого-географическое. Отрицательные и положительные
аспекты географического положения страны, их влияние на природу,
хозяйство и жизнь населения. Понятие«государственная территория
Российской Федерации». Состав государственной территории: суша,
внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра.
Виды и типы государственных границ РФ. Особенности и значение
сухопутных и морских границ. Государственное устройство и территориальное деление РФ. Различия во времени на территории России.
Понятия «местное время» и «поясное время». Декретное время. Роль в
хозяйстве и жизни людей. Практические работы 1. Обозначение на
контурной карте объектов, характеризующих ГП России. 2. Решение задач на
определение поясного времени.
Тема «История Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами.
заселения,
Военные и торговые походы славян в IX-XI вв.
освоения
и
Русские княжества в XII- XIII вв., путешествия и открытия новгородцев.
исследования
Московское государство в XIV—XVI вв.: дальнейшее освоение
территории
Европейского Севера, монастырская колонизация.
России»
Географические открытия и освоение Сибири в XVII в.
Территориальные изменения в XVIII-XIX вв. Заселение и хозяйственное
освоение территории России в XVIII-XIX вв. Географические исследования
и открытия на территории России в XVIII-XIX вв. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.
Освоение Арктики. Современные географические исследования; методы
получения, обработки, передачи и представления географической
информации об истории географического изучения и заселения территории России; для чтения карт различного содержания.
Раздел «Природа России
Тема «Рельеф,
Особенности рельефа России как результат геологической истории
геологическое
формирования её территории. Геологическое летоисчисление,
строение и
геологическая карта. Основные тектонические структуры (платформы и
минеральные
области складчатости), их отображение на тектонической карте.
ресурсы»
Крупнейшие равнины и горы.
Зависимости размещения форм рельефа и месторождений полезных
ископаемых от строения земной коры на территории России. Минеральные
ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Развитие
форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов.
Современные рельефообразующие природные и техногенные процессы.
Опасные природные явления в литосфере.
Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Изменение рельефа человеком. Практическая работа 3. Составление по
карте характеристики субъекта РФ (по выбору).
Тема «Климат
Факторы формирования климата на территории страны. Понятие
и
«солнечная радиация». Радиационный баланс. Типы воздушных масс;
агроклиматиче
циркуляция атмосферы. Понятия «атмосферный фронт», «циклон»,
ские ресурсы»
«антициклон». Изучение климатических явлений с помощью
аэрокосмических методов. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их
значение. Закономерности распределения тепла и влаги на территории
России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов,
их характеристика. Агроклиматические ресурсы страны.
Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Меры охраны атмосферного воздуха от загрязнения. Влияние климата на
хозяйственную деятельность и здоровье людей. Способы адаптации человека
к разнообразным климатическим условиям (особенности быта, жилищ,
питания, одежды, способов передвижения). Опасные и неблагоприятные
климатические явления. Практические работы: 4. Определение по картам
закономерностей распределения основных климатических показателей. 5.
Составление прогноза погоды по синоптической карте.
Тема
Состав внутренних вод на территории страны. Роль внутренних вод в
«Внутренние
освоении территории и развитии хозяйства России.
воды и водные
Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по
ресурсы»
бассейнам океанов. Зависимость рек от рельефа и климата. Понятия
«годовой сток», «падение рек» и «уклон рек». Основные показатели жизни
рек: понятие «режим реки», межень, паводок, половодье. Густота речной
сети. Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды.
Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы России. Неравномерность их размещения на территории
страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов страны.
Стихийные явления, связанные с водами
Тема «Почвы и Почва как особое природное образование. Плодородие — важнейшее
почвенные
свойство почвы. Условия образования раз ных типов почв. Закономерности
ресурсы»
распространения почв на территории страны. Карта почв России. Почвенные
ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного
использования. Меры по сохранению плодородия почв, понятие «мелиорация». Практическая работа 6. Составление характеристики одного из
зональных типов почв.
Тема
Растительный покров России, карта растительности. Животный мир.
«Растительный
Биологические ресурсы, их рациональное использование.
и животный
Меры по охране растительного и животного мира
мир.
Биологические
ресурсы»
Тема
Природно-территориальные комплексы (ПТК) на территории России как
«Природные
результат длительного развития географической оболочки Земли.
различия на
Зональные и азональные ПТК. Взаимодействие человечества и природы в
территории
прошлом и настоящем, антропогенные изменения природноРоссии»
территориальных комплексов на территории страны.
Физико-географическое районирование территории России. Наиболее

Раздел
«Население
России»

крупные природные районы. Проявления широтной зональности и
высотной поясности на территории России. Роль В.В. Докучаева и Л.С.
Берга в создании учения о ПЗ. Природная зона как природный комплекс:
взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов.
Характеристика природных зон: северных безлесных природных зон
(арктические пустыни, тундра и лесотундра), лесных зон (тайга, смешанные и широколиственные леса), южных безлесных зон (степи,
полупустыни и пустыни). Природные ресурсы зон,пути их рационального
использования. Хозяйственная деятельность человека и экологические
проблемы в каждой из природных зон. Высотная поясность. Районы
распространения высотной поясности на территории России.
Аквальные природные комплексы у берегов России. Природнохозяйственные различия морей.
Понятие «особо охраняемые природные территории», виды ООПТ. Объекты
Всемирного природного наследия на территории России. Практические
работы: 7. Составление характеристики зоны степей. 8. Составление
характеристики одного из морей России.
Человеческий потенциал — главное богатство страны. Численность
населения России, её динамика. Понятие «естественное движение населения». Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменение.
Половой и возрастной состав населения. Демографические проблемы в
России. Народы России. Основные языковые семьи и группы, их
размещение. Культурно-исторические особенности народов России.
Разнообразие религиозного состава населения и география основных
религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география.
Особенности урбанизации в России. Понятие «агломерация». Крупнейшие
города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны.
Социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах.
Географические особенности расселения сельского населения. Влияние
природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл.
Понятие «миграция». Причины, типы и направления миграций населения
на территории России.
Влияние истории заселения и хозяйственного освоения территории России,
природных условий и современных миграций на географические
особенности современного размещения населения. Основная полоса
расселения, зона Севера.
Понятия «экономически активное население» и «трудовые ресурсы».
Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных
территорий страны, роль в развитии и размещении хозяйства.
Перераспределение числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства.
Проблема занятости населения и пути её решения. Показатели, характеризующие качество населения. Проблема формирования и эффективного
функционирования человеческого капитала. Практическая работа 9.
Сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях
страны.

Раздел
«Природный
фактор в
развитии
России

Влияние природной среды на развитие общества на разных исторических
этапах. Понятие «природные условия». Непосредственное и опосредованное
влияние природных условий на жизнь и деятельность человека.
Виды адаптации человека к окружающей среде. Понятие «природные ресурсы».
Виды природных ресурсов. Принципы рационального использования
природных ресурсов.
Обеспеченность России природными ресурсами. Хозяйственная оценка
природно-ресурсного потенциала России и значение для развития
экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов
природных ресурсов на территории страны.
Знать и объяснять существенные признаки понятий: «природные условия»,
«природные ресурсы». Использовать эти понятия для решения учебных
задач. Знать: основные показатели, характеризующие природноресурсный
потенциал России и его место в мире: показатели запасов и добычи основных видов природных ресурсов; соотношение промышленных и
сельскохозяйственных ресурсов; соотношение экономически эффективной
территории и государственной территории. Называть: виды и особенности
природных ресурсов (минерально-сырьевые, земельные, агроклиматические,
биологические, водные, рекреационные и эстетические, ресурсы нетронутой
природы); проблемы и перспективы использования природно территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы
страны. Проблемы и перспективы использования природноресурсного
потенциала России. Практические работы: 10. Составление характеристики
одного из природных ресурсов. 11. Выявление характера использования
природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных
источников географической информации
9 класс. Хозяйство. Регионы России
Раздел «Хозяйство России»
Тема «Общая
Современное хозяйство России, его задачи. Понятия «хозяйство страны»,
характеристика
«отрасль», «отраслевая структура хозяйства». Особенности отраслевой
хозяйства
структуры хозяйства России.
России»
Этапы развития хозяйства. Функциональная структура хозяйства, понятие
«межотраслевой комплекс». Условия и факторы размещения предприятий.
Понятие «территориальная структура хозяйства». Особенности
территориальной структуры хозяйства России.
Исторические особенности формирования хозяйства России. Проблемы
экономического развития России. Место и роль хозяйства России в
современной мировой экономике
Раздел «География отраслей и межотраслевых комплексов»
Тема
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими
«Топливномежотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы.
энергетически
Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии.
й комплекс»
Понятие «топливно-энергетический баланс».
Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Основные районы
добычи нефти и газа. Системы трубопроводов.
Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля.
Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов. Социальные и экологи-

ческие проблемы угледобывающих регионов. Электроэнергетика. Основные
типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистемы.
Проблемы и перспективы развития комплекса. ТЭК и проблемы
окружающей среды. Практическая работа 1. Составление характеристики
одного из угольных бассейнов.
Тема
Конструкционные материалы. Состав, место и значение комплекса в
«Металлургич хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Основные
еский
факторы размещения предприятий и главные металлургические базы страны.
комплекс»
Чёрная металлургия. Традиционная и новая технологии получения проката.
Типы предприятий чёрной металлургии и факторы их размещения.
География чёрной металлургии России. Цветная металлургия: отраслевой
состав и значение отрасли. Факторы размещения предприятий. Основные
черты географии металлургии лёгких и тяжёлых цветных металлов на
территории страны. Проблемы и перспективы развития комплекса.
Металлургия и проблемы охраны окружающей среды. Практическая
работа 2. Определение факторов размещения предприятий черной
металлургии
Тема «Химико- Состав, место и значение в экономике страны, связь с другими
лесной
межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий
комплекс»
химико-лесного комплекса. Роль химической промышленности в составе
комплекса, отраслевой состав и основные факторы размещения предприятий.
Лесная промышленность: география лесных ресурсов, отраслевой состав,
факторы размещения предприятий. Лесопромышленные комплексы.
География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие
химические и лесоперерабатывающие комплексы.
Проблемы и перспективы развития комплекса. Химико-лесной комплекс и
окружающая среда. Практическая работа 3. Выявление межотраслевых
связей химико-лесного комплекса.
Тема
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве стра- ны, связь с другими
«Машинострои
машиностроительного комплекса.
тельный
География науко-, трудо- и металлоёмких отраслей. Основные районы и
комплекс»
центры на территории России. Особенности размещения предприятий
основных отраслей оборонно-промышленного комплекса.
Проблемы и перспективы развития комплекса. Машиностроительный
комплекс и окружающая среда. Особенности технологического процесса.
Факторы и особенности размещения предприятий. Практическая работа
4. Выявление факторов размещения предприятий машиностроения.
Тема
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими
«Агропромыш
межотраслевыми комплексами. Факторы размещения и типы предприятий
ленный
АПК. Сельское хозяйство: отраслевой состав. Виды земельных угодий.
комплекс»
Зональная и пригородная специализация отраслей сельского хозяйства.
Главные районы размещения земледелия и животноводства. Пищевая и
лёгкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры
размещения.
Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда.
Практическая работа 5. Определение основных районов отраслей
животноводства и растениеводства.
Тема
Состав, место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве

«Инфраструкт
урный
комплекс»

страны, связь с другими межотраслевыми комплексами.
Особенности разных видов транспорта. Понятие «транспортная система».
Важнейшие транспортные магистрали и узлы на территории страны.
Показатели работы транспорта. Понятия «грузооборот», «пассажирооборот».
Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России. География
сухопутного, водного и других видов транспорта.
Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны, размещение.
Социальная инфраструктура: отраслевой состав, значение в хозяйстве,
диспропорции в размещении, перспективы развития. Проблемы и
перспективы развития инфраструктурного комплекса. Влияние комплекса на
окружающую среду. Практические работы: 6. Сравнение разных видов
транспорта по основным показателям их работы. 7. Составление
характеристики транспортной магистрали (по выбору).
Тема
Окружающая среда. Источники загрязнения окружающей среды и
«Экологически экологические проблемы в России. Экологический потенциал России, его
й потенциал
региональное и глобальное значение.
России»
Рациональное использования природных ресурсов, мониторинг
экологической ситуации, концепция устойчивого развития. Практическая
работа 8. . Практическая работа 9. Оценка природно-ресурсного потенциала
региона (по выбору)
Раздел «Природно-хозяйственные регионы России»
Тема
Понятие «районирование». Виды районирования территории России.
«Принципы
Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения.
выделения
Зона Севера и основная зона расселения и хозяйственного освоения.
регионов на
Крупные природно-хозяйст- венные регионы на территории страны:
территории
Центральная Россия, Европейский Север, Северо-Западный, Поволжский,
страны»
Европейский Юг, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский,
Южно-Сибирский, Дальневосточный регионы
Тема «Общая
Особенности географического положения, природы, истории, населения и
комплексная
хозяйства регионов европейской части России.
характеристика Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его
Европейской
роль в жизни страны
части России»
Тема
Состав региона. Преимущества столичного, соседского и транспортного
«Центральная
положения. Высокая степень освоенности региона.
России»
Центральная Россия — историческое, политическое, экономическое,
культурное, религиозное ядро российского государства.
Основные черты природы и природные факторы развития территории:
равнин- ность территории, неравномерность размещения полезных
ископаемых, благоприятность климатических условий для жизни человека
и развития земледелия, наличие крупных равнинных рек, преобладание
лесных ландшафтов. Основные природные ресурсы: минеральные
(железные руды КМА, фосфориты Кировской области), лесные и
рекреационные. Дефицит большинства видов природных ресурсов.
Высокая численность и плотность населения, преобладание городского
населения. Крупные города и городские агломерации. Социальноэкономические проблемы сельской местности и древних русских городов.
Культурно-исторические и архитектурные памятники. Ареалы старинных

Тема
«Европейский
Север»

Тема «СевероЗападный
регион»

Тема
«Поволжский
регион»

промыслов.
Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового
потенциала. Специализация хозяйства на наукоёмких и трудоёмких
производствах, возможности развития высоких технологий. Достаточно
высокий уровень развития социальной инфраструктуры. Наличие
продуктивных сельскохозяйственных угодий страны. Развитие пригородного сельского хозяйства. Социальные, экономические и экологические
проблемы региона.
Внутрирегиональные различия. Московский столичный регион
Состав региона. Специфика географического положения региона. Влияние
геополитического и соседского положения на особенности развития региона
на разных исторических этапах.
Основные черты природы и природные факторы развития территории:
разнообразие рельефа, богатство минеральными ресурсами, влияние
морских акваторий на климат региона, избыточное увлажнение территории,
богатство внутренними водами, неблагоприятные условия для развития
земледелия. Различия природных условий и ресурсов Коль- ско-Карельского
и Двинско- Печорского Севера. Этнический и религиозный состав,
культурно-исторические особенности, расселение населения региона. Города
региона. Специализации хозяйства региона: развитие ТЭК, металлургии,
химико-лесного комплекса. Роль морского транспорта и проблемы развития
портового хозяйства. Потенциал региона для развития туристско-экскурсионного хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы
Состав региона. Особенности географического положения в разные
исторические периоды, роль региона в осуществлении связей с мировым
сообществом. Особенности географического положения Калининградской
области. Особенности природы и природные факторы развития территории
Северо-Запада: чередование низменностей и возвышенностей, следы
древнего оледенения, влияние приморского положения на умеренность
климата, избыточное увлажнение и богатство региона внутренними
водами. Местное значение природных ресурсов. Новгородская Русь —
район древнего заселения. Старинные русские города — кульурноисторические и туристические центры.
Высокая плотность и преобладание городского населения. СанктПетербург — северная столица России, его роль в жизни региона. Влияние
природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. Слабое
развитие сельского хозяйства. Отрасли специализации разных областей
района: судостроение, станкостроение, приборостроение, отрасли ВПК,
туристско-экскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и проблемы
портового хозяйства. Свободная экономическая зона «Янтарь» и её перспективы.
Экономические, социальные и экологические проблемы региона
Состав региона. Географическое положение в восточной и юго-восточной
частях Русской равнины.
Основные черты природы и природные факторы развития территории:
разнообразие рельефа, возрастание континентальности климата,
разнообразие природных зон, плодородие почв. Волга — природная ось
региона. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные,

Тема
«Европейский
Юг»

Тема
«Уральский
регион»

водные, гидроэнергетические, минеральные. Благоприятные природные
условия для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Этапы хозяйственного освоения и заселения. Многонациональный и
многоконфессиональный состав населения, культурно-исторические
особенности народов Поволжья. Роль Волги в расселении населения и
территориальной организации хозяйства. Волжские города-миллионники и
крупные города. Современная специализация хозяйства региона: развитие
отраслей нефтегазохимического, машиностроительного и
агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика.
Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства
Волго-Каспийского бассейна. Водный и трубопроводный транспорт, их
влияние на природу региона.
Основные экономические, социальные и экологические проблемы
Состав региона. Особенности географического положения региона. Основные
этапы хозяйственного освоения и заселения.
Особенности природы и природные факторы развития территории:
изменение рельефа, климата, особенностей внутренних вод, почвеннорастительного покрова с запада на восток и с подъёмом в горы. Природные
ресурсы региона: агроклиматические, почвенные и кормовые. Благоприятные природные условия для жизни, развития сельского и
рекреационного хозяйства.
Высокая плотность и неравномерность размещения населения. Пестрота
национального и религиозного состава населения, исторические корни
межнациональных проблем. Культурно-исторические особенности
коренных народов гор и предгорий, донских и терских казаков.
Преобладание сельского населения. Крупные города.
Современные отрасли специализации: сельскохозяйственное, транспортное
и энергетическое машиностроение, цветная металлургия, топливная
промышленность. Ведущая роль отраслей агропромышленного комплекса.
Проблемы развития АПК. Возрастание роли рекреационного хозяйства.
Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Практическая работа № 11. Определение отраслей специализации
Европейского Юга.
Особенности географического положения региона. Основные этапы
заселения и хозяйственного освоения. Состав региона.
Особенности природы и природные факторы развития территории: различия
тектонического строения, рельефа, минеральных ресурсов Предуралья,
Урала и Зауралья. Проявления широтной зональности и высотной поясности
на территории региона. Природные ресурсы. Многонациональность населения региона. Культурно-исторические особенности народов Урала, ареалы
народных промыслов. Высокий уровень урбанизации. Крупные города и их
проблемы. Влияние географического положения, природных условий и
географии месторождений полезных ископаемых на расселение населения и
размещение промышленности. Урал — старейший горнодобывающий район
России. Основные отрасли специализации: горнодобывающая, металлургия,
химическая промышленность, машиностроение, ВПК. Экономические,
экологические и социальные проблемы региона

Тема
«Общая
комплексная
характеристика
Азиатской части
России»
Тема
«Сибирь»

Тема
«ЗападноСибирский
регион»

Тема
«ВосточноСибирский
регион»

Тема «Южно-

Особенности географического положения, природы, истории, населения и
хозяйства Азиатской части России. Природный, человеческий и
хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны

Географическое положение региона. Общие черты природы. Отличие
природных зон Сибири от аналогичных европейских.
Великие сибирские реки. Богатство природных ресурсов региона и легко
ранимая природа.
Проникновение русских в Сибирь. Первые сибирские города-остроги,
земледельческая колонизация. Сибирские казаки. Коренное население
Сибири: традиции, религии, проблемы малочисленных народов. Адаптация
коренного и русского населения к суровым природным условиям региона.
Слабая степень изученности и освоенности Сибири. Диспропорции в
площади региона и численности его населения, низкая средняя плотность.
Разнообразие современных форм расселения. Соотношение городского и
сельского населения. Влияние природных и экономических условий на
особенности размещения населения. Хозяйство ГУЛАГа, формирование
старых и молодых ТПК.
Современная стратегия освоения сибирских территорий. Разнообразие
условий и степени хозяйственного освоения территории. Региональные
различия на территории Сибири
Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности
природы и природные факторы развития территории: равнинный рельеф,
континентальный климат, обилие внутренних вод и сильная заболоченность территории, проявление широтной зональности природы от тундр до
степей. Богатство и разнообразие природных ресурсов: топливные, лесные,
кормовые, пушные, водные, рыбные. Специализация хозяйства —
нефтегазохимический комплекс. Особенности его структуры и
размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании.
Система трубопроводов и основные направления транспортировки нефти и
газа.
Теплоэнергетика, лесная и рыбная промышленность, машиностроение.
Влияние природных условий на жизнь и быт человека. Коренные народы:
ненцы, ханты, манси; особенности их жизни и быта, основные занятия.
Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Внутрирайонные различия
Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности
природы и природные факторы развития территории: разнообразие
тектонического строения и рельефа, резкоконтинентальный климат,
распространение многолетней мерзлоты и лиственничной тайги. Природные ресурсы: минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные,
кормовые. Низкая численность и плотность населения, проблемы трудовых
ресурсов. Коренные народы, особенности их жизни и быта.
Слабое развитие инфраструктуры. Очаговый характер размещения
хозяйства. Развитие первичных добывающих отраслей. Внутрирайонные
различия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона
Состав территории. Своеобразие географического положения.

Сибирский
регион»

Тема
«Дальневосточ
ный регион»

Раздел «Россия
в современном
мире»

Особенности природы и природные факторы развития территории: горнокотловинный рельеф, сформированный новейшими поднятиями и речной
эрозией, области землетрясений, контрастность климатических условий,
истоки крупнейших рек Сибири, современное оледенение, многолетняя
мерзлота. Своеобразие растительного и животного мира региона: горная
тайга, субальпийские и альпийские луга; степи котловин. Природные
ресурсы: минеральные, агроклиматические, гидроэнергетические, водные,
лесные, земельные, рекреационные. Несоответствие между природными
богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Неравномерность и
мозаичность размещения населения. Уровень развития транспорта и его
влияние на размещение населения. Основные этносы региона. Соотношение
городского и сельского населения. Старые и новые города. Крупнейшие
культурно-исторические, научные, промышленные центры региона. Отрасли
специализации: горнодобывающая, топливная, электроэнергетика, цветная и
чёрная металлургия, лесная, химическая, машиностроение. Природные предпосылки для развития АПК, особенности его структуры и развития в
экстремальных
условиях.
Основные
земледельческие
районы.
Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Внутрирайонные различия
Состав региона. Особенности географического положения. Этапы освоения и
заселения территории.
Особенности природы и природные факторы развития территории:
геологическая молодость территории, преобладание гор, сейсмическая
активность территории, муссонный климат, климатические контрасты
между севером и югом территории, густота и полноводность рек,
проявление широтной зональности и высотной поясности. Природные
ресурсы: минеральные, рекреационные, биологические (рыба и
морепродукты), лесные, на юге территории — почвенные и
агроклиматические. Несоответствие площади территории и численности
населения. Потребность в трудовых ресурсах. Неравномерность
размещения населения. Крупные города. Миграции. Культурноисторические особенности коренных народов Дальнего Востока. Отрасли
специализации района: горно-добывающая, топливная, лесная, целлюлозно-бумажная, рыбная. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика,
нефтепереработка, судоремонт. Слабое развитие сельского хозяйства.
Особенности транспортной сети региона. Экономические, экологические и
социальные проблемы региона.
Внутрирайонные различия
Практическая работа № 12. Оценка географического, геополитического,
транспортного положения региона
Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике.
Показатели, характеризующие уровень развития хозяйства страны. Виды
внешнеэкономической деятельности России, место России в международном
географическом разделении труда. Международные политические,
финансовые, научные, культурные связи России со странами мира.
Направления социально-экономического развития страны

Перечень практических работ
5 класс
1. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом.
2. Определение по карте ГП гор или равнин,
3. Описание по карте гор или равнин.
4. Наблюдение за изменением атмосферного давления.
5. Измерения направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха.
6. Изучение свойств воды.
6 класс
1. Обозначение на контурной карте результатов выдающихся географических открытий и
путешествий.
2. . Определение на местности направлений и расстояний.
3. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности.
4. Чтение плана местности.
5. Определение по картам географических координат точек.
6. Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.
7. Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.
7 класс
1. Группировка карт по разным признакам.
2. Решение задач по теме «Население».
3. Установление связи между строением земной коры и формами рельефа.
4. Описание климата одного из поясов (по выбору).
5. Сравнение внутренних вод материков (по выбору).
6. Установление сходства и различий в природе Евразии и Северной Америки.
7. Моделирование на контурной карте функций океана .
8. Чтение и анализ климатограмм материка .
9. Составление характеристики страны по картам.
10. Составление характеристики природных богатств Бразилии по картам .
11. Сравнение и оценка природных богатств двух стран Европы (по выбору).
12. Составление по картам и тексту учебника комплексной характеристики Индии.
8 класс
Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих ГП России.
Решение задач на определение поясного времени.
Составление по карте характеристики субъекта РФ.
Определение по картам закономерностей распределения основных климатических
показателей.
5. Составление прогноза погоды по синоптической карте.
6. Составление характеристики одного из зональных типов почв.
7. Составление характеристики зоны степей.
8. Составление характеристики одного из морей России.
9. Сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях страны.
10. Составление характеристики одного из природных ресурсов.
11. Выявление характера использования природных ресурсов своей местности с помощью
дополнительных источников географической информации.
1.
2.
3.
4.

9 класс
1. Составление характеристики одного из угольных бассейнов.
2. Определение факторов размещения предприятий черной металлургии.
3. Выявление межотраслевых связей химико-лесного комплекса.
4. Выявление факторов размещения предприятий машиностроения.
5. Определение основных районов отраслей животноводства и растениеводства.
6. Сравнение разных видов транспорта по основным показателям их работы.
7. Составление характеристики транспортной магистрали.
8. Экскурсия на предприятие. Составление схемы хозяйственных связей.
9. Оценка природно-ресурсного потенциала региона.
10. Определение и сравнение особенностей природы равнинной и горной частей Северного
Кавказа.
11. Определение отраслей специализации Европейского Юга.
12. Оценка географического, геополитического, транспортного положения региона.

Учитель географии
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей
гуманитарного цикла
от 28.08. 2020 № 1
Руководитель ШМО:
______________Р.И.Удальцова

Н.Ю.Оганесян
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_________ Н.А.Шершнева
28.08.2020 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».