Рабочая программа по праву 10 -11 класс ФГОС

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса);
Личностные результаты:
1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности
перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего
свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
11) основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
— оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
— постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
— оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
— выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
— организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
— сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
— обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
— критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и фиксация
противоречия в информационных источниках;

— использование различных модельно-схематических средств для представления существенных
связей и отношений, а так-же противоречий, выявленных в информационных источниках;
— критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;
— целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
— индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
— способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);
— способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
— умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
— возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты (углубленный уровень):
— знание содержания различных теорий происхождения государства;
— сравнение различных форм государства;
— умение приводить примеры различных элементов государственного механизма и их места в
общей структуре;
— соотношение основных черт гражданского общества и правового государства;
— применение знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права,
необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной
реализации своих прав и законных интересов;
— оценка роли и значения права как важного социального регулятора и элемента культуры
общества;
— сравнение и выделение особенностей и достоинств различных правовых систем (семей);
— умение проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами,
выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
— характеристика особенностей системы российского права;
— различение форм реализации права;
— выявление зависимости уровня правосознания от уровня правовой культуры;
— оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка и законности в
Российской Федерации;
— способность различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений,юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
— выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и государства;
умение целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство
Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему
конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав
граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
— сравнение воинской обязанности и альтернативной гражданской службы;
— оценка роли Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты
прав человека и гражданина в Российской Федерации;
— характеристика системы органов государственной власти Российской Федерации в их единстве
и системном взаимодействии;
— способность характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его
основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
— умение дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской
Федерации;

— умение характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган
исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру
Правительства Российской Федерации;
— способность характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов
Российской Федерации;
— характеристика этапов законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;
— выделение особенностей избирательного процесса в Российской Федерации;
— характеристика системы органов местного самоуправления как одной из основ
конституционного строя Российской Федерации;
— определение места международного права в отраслевой системе права; характеристика
субъектов международного права;
— умение различать способы мирного разрешения споров;
— способность оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
— сравнение механизмов универсального и регионального сотрудничества и контроля в области
международной защиты прав человека;
— дифференцирование участников вооруженных конфликтов;
различение защиты жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; умение
называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
— выделение структурных элементов системы российского законодательства;
— анализ различных гражданско-правовых явлений, юридических фактов и правоотношений в
сфере гражданского права;
— умение проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм
предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
— способность целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
— умение различать формы наследования;
— различение видов и форм сделок в Российской Федерации;
— выявление способов защиты гражданских прав; характеристика особенностей защиты прав на
результаты интеллектуальной деятельности;
— анализ условий вступления в брак, характеристика порядка и условий регистрации и
расторжения брака;
— умение различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
— способность выделять права и обязанности членов семьи;
— характеристика трудового права как одной из ведущих отраслей российского права,
определение правового статуса участников трудовых правоотношений;
— проведение сравнительного анализа гражданско-правового и трудового договоров;
— способность различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
— дифференцирование уголовных и административных правонарушений и наказаний за них;
— умение проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов
ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;
— целостное описание структуры банковской системы Российской Федерации;
— в практических ситуациях определение применимости налогового права Российской
Федерации; выделение объектов и субъектов налоговых правоотношений;
— соотнесение видов налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
— применение норм жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на
жилище;
— дифференцирование прав и обязанностей участников образовательного процесса;
— проведение сравнительного анализа конституционного, гражданского, арбитражного,
уголовного и административного видов судопроизводства, грамотное применение правовых норм
для разрешения конфликтов правовыми способами;
— способность давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права
правоотношений;

— умение применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
— возможность выявлять особенности и специфику различных юридических профессий;
— сравнительный анализ различных теорий государства и права;
— дифференциация теорий сущности государства по источнику государственной власти;
— оценка тенденции развития государства и права на современном этапе;
— понимание необходимости правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
— классификация видов конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку
принятия и изменения;
— толкование государственно-правовых явлений и процессов;
— сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других
государств;
— умение различать принципы и виды правотворчества;
— способность описывать этапы становления парламентаризма в России;
— сравнение различных видов избирательных систем;
— анализ с точки зрения международного права проблем, возникающих в современных
международных отношениях;
— выделение основных международно-правовых актов, регулирующих отношения государств в
рамках международного гуманитарного права;
— оценка роли неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в
условиях военного времени;
— способность формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать
виды страхования;
— умение различать опеку и попечительство;
— умение характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой
отчетности.
Выпускник на углубленном уровне научится:
– выделять содержание различных теорий происхождения государства;
– сравнивать различные формы государства; – приводить примеры различных элементов
государственного механизма и их место в общей структуре;
– соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
– применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых
для ориентации в российском нормативноправовом материале, для эффективной реализации своих
прав и законных интересов; – оценивать роль и значение права как важного социального регулятора
и элемента культуры общества;
– сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
– проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их
соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
– характеризовать особенности системы российского права;
– различать формы реализации права; 75 – выявлять зависимость уровня правосознания от уровня
правовой культуры;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в
Российской Федерации;
– различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство
Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему
конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав
граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации; –
сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
– оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме
защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации; – характеризовать систему органов
государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии;

– характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные
функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
– дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации;
– характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти
в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской
Федерации;
– характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской
Федерации;
– характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;
– выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного
строя Российской Федерации;
– определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов
международного права;
– различать способы мирного разрешения споров;
– оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
– сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области
международной защиты прав человека;
– дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
– различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; называть
виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
– выделять структурные элементы системы российского законодательства;
– анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения
в сфере гражданского права; – проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм
предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
– целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
– различать формы наследования;
– различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
– выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на
результаты интеллектуальной деятельности;
– анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и
расторжения брака;
– различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
– выделять права и обязанности членов семьи;
– характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять
правовой статус участников трудовых правоотношений;
– проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
– различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
– дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;
– проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности;
иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной
ответственности несовершеннолетних;
– целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
– в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации;
выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
– соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
– применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на
жилище;
– дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
– проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и
административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения
конфликтов правовыми способами;
– давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права
правоотношений;

– применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых
ситуациях с использованием нормативных актов;
– выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
– дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;
– сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
– оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
– понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
– классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку
принятия и изменения;
– толковать государственно-правовые явления и процессы;
– проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем
других государств; – различать принципы и виды правотворчества;
– описывать этапы становления парламентаризма в России;
– сравнивать различные виды избирательных систем;
– анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных
международных отношениях; – анализировать институт международно-правового признания;
– выявлять особенности международно-правовой ответственности;
– выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках
международного гуманитарного права;
– оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в
условиях военного времени;
– формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования;
– различать опеку и попечительство;
– находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе
трудовой деятельности;
– определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;
– характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности;
– определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ
Теория государства и права
Теории происхождения государства и права. Признаки государства. Теории сущности государства.
Внутренние и внешние функции государства. Формы государств. Форма правления: монархия и
республика. Формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства.
Конфедерация. Политический режим: демократический, антидемократический. Государственный
механизм: структура и принципы. Гражданское общество. Правовое государство. Право в
объективном и субъективном смысле. Признаки права. Функции права. Система права. Предмет
правового регулирования. Метод правового регулирования. Источники права. Правовые системы
(семьи). Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Действие нормативноправовых актов. Социальные нормы. Структура и классификация правовых норм. Система
российского права. Юридическая техника. Формы реализации права. Виды и способы толкования
права. Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность, дееспособность и
деликтоспособность.
Юридические факты. Гарантии законности и правопорядка. Правосознание. Правовая культура.
Правовой нигилизм. Правовое воспитание. Понятие коррупции и коррупционных правонарушений.
Опасность коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры,
принимаемые на государственном уровне. Признаки и виды правонарушений. Юридическая
ответственность. Презумпция невиновности.
Конституционное право
Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства Российской
Федерации. Источники конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской
Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Права и

свободы гражданина Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека.
Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и альтернативная
гражданская служба. Система органов государственной власти Российской Федерации. Президент
Российской Федерации: правовой статус, функции и полномочия. Виды парламентов. Федеральное
Собрание Российской Федерации: структура, полномочия и функции. Правительство Российской
Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура. Структура судебной системы
Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства. Конституционный Суд
Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. Принципы и виды
правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии
законодательного процесса в Российской Федерации. Избирательное право и избирательный
процесс в Российской Федерации. Виды и особенности избирательных систем. Стадии
избирательного процесса. Выборы. Референдум. Система органов местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов местного самоуправления.
Основные отрасли российского права
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых
отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды
юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности. Право собственности. Виды правомочий собственника.
Формы собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия
недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения
договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты
гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей.
Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные
права, патентное право, ноу-хау. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья и
брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак.
Порядок регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи. Лишение
родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей,
оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья.
Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель.
Права и обязанности работника. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды,
порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды
времени отдыха. Заработная плата. Особенности правового регулирования труда
несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственность. Источники и субъекты
административного права. Метод административного регулирования. Признаки и виды
административного правонарушения. Административная ответственность и административные
наказания. Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки, виды
и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная
ответственность несовершеннолетних. Финансовое право. Правовое регулирование банковской
деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков. Источники
налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности
налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Основы российского судопроизводства
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского
процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное право.
Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных действий с
участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения.
Суд присяжных заседателей. Особенности судебного производства по делам об административных
правонарушениях. Основные принципы и источники международного права. Субъекты
международного права.

3.Тематическое планирование курса

Темы, раскрывающие
(входящие в) данный раздел
программы
Основное содержание по темам

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий)

Введение. Роль и значение права (1 ч)
Тема 1. Теория государства и права (24 ч)
Личностные результаты:
▪▪ уважать ценности демократии;
▪▪ осознавать свои роль и место в процессе
2.Государство, его признаки
Признаки государства; сущность государства построения демократического государства в России;
▪▪ учиться осознавать и нести свою ответственность
и сущность
за будущее своей страны, способствовать развитию в
России правового государства и гражданского
общества, уважать и соблюдать принципы правового
государства;
▪▪ понимать роль права в жизни общества, значение
законодательства для развития всех сфер общества;
▪▪ понимать связь норм права и норм морали;
▪▪ иметь представление о системе российского
права;
3.Форма государства
Власть; государство;
Политический режим; форма государственного ▪▪ уважать законность, поддерживать правопорядок
в обществе;
устройства; форма правления
Функции государства, внешние и внутренние ▪▪ формировать в себе законопослушное поведение;
4. Функции государства и
▪▪ уметь применять свои знания на практике,
функции ее элементы, а также неполные по
государственный механизм
анализировать конкретные жизненные ситуации,
структуре нормы;
делать выводы и корректировать свое поведение;
5. Гражданское
Принципы правового государства. Идея
▪▪ учиться исследовать документы, составлять
общество и
гражданского общества и ее реализация
планы, формулировать собственные выводы
правовое государство
▪▪ формировать навыки ведения диалога, дискуссии
6. Верховенство правового
Верховенство закона; законность;
по актуальзакона. Законность
правопорядок; разделение властей
ным темам; умение формулировать и
и правопорядок. Разделение властей
7. Понятие права. Функции
Право, система права по вертикали и горизон- аргументировать свое мнение;
права. Система права.
тали; законы; отрасль права. Норма права, ее
▪▪ учиться находить необходимую по теме
структура. Виды норм права; подзаконные
информацию, представакты; источники права
ленную в любом виде, использовать ее в своей
8. Право в системе социального
Право и мораль, роль права в системе общепроектной и исслерегулирования
ственного регулирования
довательской деятельности.
9 Источники права. Действие норма- Источники права, законы, подзаконные
Метапредметные результаты:
тивно-правовых актов во времени, акты, договоры
▪▪ классифицировать в табличной форме основные
пространстве, по кругу лиц
и дополнитель10 Правотворчество: понятие,
Правотворческая деятельность, субъекты,
ные признаки государства;
принципы, виды. Юридическая
объекты, содержание
▪▪ систематизировать информацию в форме схемы
техника
по следующим темам: «Внутренние и внешние функции государства»,
11 Реализация права и ее формы.
Правопонимание, право, правовая наука
«Формы
Толкование права. Понятие, виды,
правоотношений
правления», «Политические режимы»;
способы.
▪▪ используя дополнительные источники
12 Правоотношения: понятие,
Правоотношение, субъекты
информации, в том числе
структура. Юридические факты
правоотношений, объекты
интернет-ресурсы, приводить примеры стран с
13 Правомерное поведение.
Правонарушение, состав правонарушений,
различными полиПравонарушение: понятие и виды
Правомерное поведение
тическими режимами;
14 Юридическая ответственность:
Юридическая ответственность,
▪▪ основываясь на материале обществознания,
понятие, виды, основания
принципы юридической ответственности,
проанализировать
гражданско-правовая, материальная,
вопрос «Право в системе социальных норм»;
дисциплинарная, административная,
подготовить проект
уголовная ответственность
на данную тему;
15 Правовая культура и
Понятие правовой культуры общества и
▪▪ систематизировать в таблице информацию о
правосознание. Правовая
личности. Уровень правовой культуры.
функциях и признадеятельность
Элементы правовой культуры
ках права;
▪▪ иллюстрировать примерами структуру норм
16 Совершенствование
Правовой нигилизм. Правовое воспитание и
российского права,
правовой культуры
образование
▪▪ приводить конкретные примеры источников
права в России, Великобритании, Франции и США;
17 Правовые системы
Правовая семья. Правовая система России
▪▪ опираясь на свои обществоведческие знания,
современности
данные СМИ, обо-

1.Происхождение государства и
права.

Теории происхождения
государства и права

сновывать собственное мнение в дискуссии об
отношении общества и права;
▪▪ подготовить проект об истории развития идеи
правового государства, философах, создавших эту идею, используя
дополнительную
литературу и интернет-ресурсы и основываясь на
своих знаниях
по истории и обществознанию;
▪▪ приводить примеры взаимной ответственности
государства и
граждан;
▪▪ формулировать собственное мнение и
обосновывать его в дискуссии о гарантированности и возможности реализовать
свои права
и свободы, закрепленные в Конституции РФ;
▪▪ иллюстрировать это примерами из жизни своих
родственников,
близких, знакомых;
▪▪ используя новостную информацию СМИ,
анализировать конкретную ситуацию о проявлениях в жизни и опасности
бюрократизма
для общества и государства;
▪▪ сформулировать собственное определение
понятия «гражданское
общество»;
▪▪ рассказывать о становлении гражданского
общества в России;
▪▪ классифицировать в схематичной форме
признаки правового государства;
▪▪ обосновывать собственное мнение по вопросу,
можно ли выделить
один из признаков правового государства как
основной;
▪▪ иллюстрировать примерами из жизни и
аргументировать свою позицию по вопросу, является ли современная Россия
правовым государством;
▪▪ приводить примеры из истории; жизни
верховенства закона в правовом государстве;
▪▪ составить схему ветвей власти;
▪▪ иллюстрировать конкретными правовыми
нормами реализацию
системы «сдержек» и «противовесов»;
▪▪ формулировать и обосновывать собственное
мнение в дискуссии
о концентрации власти;
▪▪ сформулировать и аргументировать свое мнение
в дискуссии о
роли права в экономической жизни страны;
▪▪ анализировать статьи Конституции РФ,
регламентирующие экономические отношения в стране, и делать
собственные выводы;
▪▪ составить краткие или развернутые планы
исследуемых отрывков
из исследуемых работ;
▪▪ подготовить проект или реферат на тему
«Нравственность и право
в православии».
Предметные результаты:
▪▪ формулировать понятие «государство»;
▪▪ характеризовать основные теоретические
подходы к пониманию
сущности государства;
▪▪ классифицировать признаки государства,
выделяя основные и до-

полнительные;
▪▪ сравнивать и характеризовать формы правления;
▪▪ классифицировать формы государственного
устройства;
▪▪ описывать и сравнивать политические режимы;
▪▪ определять понятие «право», анализировать его
основные значения;
▪▪ перечислять признаки и функции права;
▪▪ характеризовать систему права;
▪▪ классифицировать элементы строения права по
вертикали, давать
им характеристику;
▪▪ формулировать определение «норма права»;
▪▪ называть элементы структуры нормы права;
▪▪ классифицировать виды норм права;
▪▪ характеризовать российскую систему права по
отраслям;
▪▪ перечислять источники права;
▪▪ определять взаимосвязь и взаимовлияние
государства, общества
и права;
▪▪ прослеживать развитие теории государства с
античных времен до
современности;
▪▪ анализировать причины скептического
отношения людей к идее
правового государства;
▪▪ объяснять, какие государства стали первыми
правовыми государствами и почему;
▪▪ определять понятие «правовое государство»;
▪▪ классифицировать и характеризовать признаки
правового государства;
▪▪ показывать закрепление правового государства в
нормах Конституции РФ;
▪▪ рассматривать гарантированность прав и свобод
граждан, основываясь на Конституции РФ;
▪▪ формулировать определение гражданского
общества;
▪▪ перечислять признаки гражданского общества;
▪▪ объяснять, в чем выражается верховенство
закона в правовом государстве;
▪▪ перечислять требования, которым должны
соответствовать законы в правовом государстве;
▪▪ определять понятие «законность»;
▪▪ объяснять важность разделения государственной
власти как
принципа правового государства;
▪▪ характеризовать систему «сдержек

Учитель географии
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей
гуманитарного цикла
от 29.08. 2019 № 1
Руководитель ШМО:
______________Р.И.Удальцова

Н.Ю.Оганесян
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_________ Н.А.Шершнева
30.08.2019 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».