Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №2 г. Тихорецка

УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБОУ СОШ № 2
г.Тихорецка
от _28.04.2020г №577
Директор
В.В. Бутова

ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве в муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении средняя общеобразовательная школа № 2 города Тихорецка
муниципального образования Тихорецкий район имени полного
кавалера Ордена Славы Василия Семеновича Шахрая
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее - Положение) в

муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя
общеобразовательная школа № 2 города Тихорецка муниципального
образования Тихорецкий район имени полного кавалера Ордена Славы
Василия Семеновича Шахрая (далее - ОО) разработано в соответствие с
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года № 273-ФЗ, Распоряжением Минпросвещения России от
25.12.2019 г. № Р-145
«Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом
между обучающимися», Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N
МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических
рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению
методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций
осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
и
программам
среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик
обмена опытом между обучающимися, Уставом муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 2
города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район имени
полного кавалера Ордена Славы Василия Семеновича Шахрая и определяет
порядок
организации
наставничества
для
внедрения
практикоориентированных и гибких образовательных технологий в ОО
1.2. Настоящее Положение:

- определяет цель и задачи наставничества в соответствие с методологией
(целевой моделью) наставничества обучающихся (далее - Целевая модель);
- устанавливает порядок организации наставнической деятельности;
- определяет права и обязанности ее участников;
- определяет требования, предъявляемые к наставникам;
- устанавливает способы мотивации наставников и кураторов;
- определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества
процесса реализации наставничества в ОО и его эффективности.
1.3. Участниками системы наставничества в ОО являются:
- наставник;
- лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее наставляемый руководитель ОО;
- куратор наставнической деятельности в ОО;
- родители (законные представители) обучающихся;
- выпускники ОО;
- участники бизнес-сообщества, в том числе - работодатели, представители
образовательных организаций, профессиональных ассоциаций психологов
и педагогов, сотрудники органов власти в сфере здравоохранения и
социального развития, представители региональной власти и органов
местного самоуправления и другие субъекты, и организации, которые
заинтересованы в реализации программ наставничества.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА. ФУНКЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ
ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА
2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации, через создание условий для
формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и
профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также
оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) ОО в их
профессиональном
становлении,
приобретении
профессиональных
компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
- Задачами наставничества являются:
улучшение показателей в
образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах
деятельности;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире, содействие его
профессиональной ориентации;
- раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала
обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной
образовательной траектории;
- обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального

-

-

-

-

-

-

-

-

развития и работы в коллективе;
формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать
трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других
сферах, а также при выполнении должностных обязанностей;
ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов,
развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно
выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой
профессиональный уровень;
сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов
при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в ОО и создание
благоприятных условий для их профессионального и должностного
развития;
создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и
профессиональной деятельности, участвующих в наставнической
деятельности;
выработка
у
участников
системы
наставничества
высоких
профессиональных
и
моральных
качеств,
добросовестности,
ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного
отношения к индивидуальному развитию;
формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ОО, в котором
выстроены доверительные и партнерские отношения между его
участниками.
2.2. Внедрение целевой модели наставничества в ОО предполагает
осуществление следующих функций:
назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой
модели в ОО;
привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их
деятельностью;
инфраструктурное
(в
том
числе
материально-техническое,
информационно-методическое) обеспечение наставничества;
осуществление персонифицированного учёта обучающихся, молодых
специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности
ОО;
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности
наставничества;
обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической
деятельности в ОО;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального
мастерства педагогических работников, задействованных в реализации
целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.

3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании
настоящего Положения и Программы наставничества
Программа наставничества разрабатывается куратором, которая включает в
себя:
- формы наставничества («ученик-ученик»; «учитель-учитель»; «студент –
ученик»; работодатель-ученик»;
- индивидуальные планы развития наставляемых под руководством
наставника (далее - индивидуальные планы) по каждой форме
наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с
наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом
выбранной ролевой модели.
3.2 Ответственность за организацию и результаты наставнической
деятельности несет руководитель ОО, куратор наставнической
деятельности и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по
осуществлению наставничества в ОО.
3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем
лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых
метакомпетенций и/или профессиональных компетенций.
Наставничество устанавливается для следующих категорий участников
образовательного процесса:
- обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначении
наставника;
- педагогические работники, вновь принятые на работу в ОО;
- педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.
3.4. Наставниками могут быть:
- учащиеся;
- выпускники;
- родители (законные представители) обучающихся;
- педагоги и иные должностные лица ОО,
- сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций,
некоммерческих организаций и иных организаций любых форм
собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации
Целевой модели.
Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в
Приложении 1.
3.5.Назначение наставников происходит на добровольной основе.
3.6. Наставник одновременно
может
осуществлять мероприятия
наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых,
исключение - групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и
иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми.
3.7. Длительность и сроки наставничества устанавливаются
индивидуально для каждой наставнической пары (но не более 1 календарного
-

года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в
индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии
наставляемого
В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого
осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество
по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно.
Срок наставничества может быть продлен в случае временной
нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия
по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
3.8. Замена наставника производится приказом руководителя ОО,
основанием могут выступать следующие обстоятельства:
- прекращение наставником трудовых отношений с ОО;
- психологическая несовместимость наставника и наставляемого;
- систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
- привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
- обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
При замене наставника период наставничества не меняется.
3.9. Этапы наставнической деятельности в ОО осуществляются в
соответствие с Целевой моделью и включают в себя семь этапов:
Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели;
Этап 2. Формирование базы наставляемых;
Этап 3. Формирование базы наставников;
Этап 4. Отбор/выдвижение наставников;
Этап 5. Формирование наставнических пар/групп;
Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп;
Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели.
3.10. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска
наставничества в ОО, включающая в себя информирование потенциальных
участников наставнической деятельности, определение заинтересованных
аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов наставляемых,
определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший год,
исходя из потребностей ОО, заключение партнерских соглашений (формат
приведен в Приложении 3.) с организациями - социальными партнерами,
участвующими в реализации программ наставничества ОО.
3.11. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь
наставников (по формату, приведенному в Приложении 3), проводится
уточняющий анализ их потребности в обучении, например, с помощью
диагностических бесед.
На данном этапе собираются:
- согласия на обработку персональных данных от тех участников Программы
наставничества в ОО, которые еще не давали такого согласия;
- согласия на участие в Программе наставничества от будущих участников

наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если
участники - несовершеннолетние.
3.12. На третьем этапе проводится организационная работа по
формированию базы данных потенциальных наставников с ориентацией на
критерии отбора/выдвижения наставников (Приложение 1).
3.13. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр
наставников (см. Приложение 4), прошедших выдвижение или
предварительный отбор.
Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как
администрацией, так и коллективом сотрудников. В первом случае
составляется проект приказа ОО с приложением листа согласования,
направляемый потенциальным наставникам и куратору для ознакомления и
согласования. Во втором случае приказ издается на основании представления
коллектива сотрудников (инициативной группы, структурного подразделения,
комиссии, совета ОО, родительского комитета и др.), составленного в
произвольной форме на имя руководителя ОО.
Предварительный отбор наставников осуществляется на основе их
заявлений (формат заявления представлен в Приложении 5). Все наставники и
куратор готовят свои портфолио (формат приведен в Приложении 6).
3.14. В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических
пар (групп) и разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления
данного этапа приказом руководителя ОО утверждается Программа
наставничества на текущий учебный год.
3.15. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников
и наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества.
3.16. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение
итоговых
мероприятий,
награждение
эффективных
участников
наставнической деятельности.

-

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА
4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:
формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;
разработка проекта ежегодной Программы наставничества ОО;
организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы
наставничества;
подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую
деятельность и представление их на утверждение руководителю ОО;
оказание
своевременной
информационной,
методической
и
консультационной поддержки участникам наставнической деятельности;
мониторинг и оценка качества реализованных Программ наставничества
(Приложение 7);
оценка соответствия условий организации Программ наставничества
требованиям и принципам Целевой модели;
получение обратной связи от участников Программы наставничества и
иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование),

обработка полученных результатов;
- анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической
деятельности в ОО и участие в его распространении.
4.2. Куратор имеет право:
запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления,
представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и
оценки) от участников наставнической деятельности;
организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники
(родители, классные руководители, педагоги-психологи,
профориентационные тесты и др.);
вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы ОО,
сопровождающие наставническую деятельность;
инициировать мероприятия в рамках организации наставнической
деятельности в ОО;
- принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
вносить на рассмотрение руководству ОО предложения о поощрении
участников наставнической деятельности; организации взаимодействия
наставнических пар;
на поощрение при выполнении показателей эффективности
наставничества и высокого качества Программ наставничества.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
-

-

-

-

5.1. Наставник обязан:
помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого,
своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его
выполнение,
оценивать
фактический
результат
осуществления
запланированных мероприятий;
в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с
наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их
выполнения, обсуждения,
и
(при необходимости), коррекции
Индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности;
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности
наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана;
передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее
рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в
т.ч. - оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений
в нестандартных ситуациях и пр.;
своевременно реагировать
на проявления недисциплинированности
наставляемого;
личным примером развивать положительные качества наставляемого, при
необходимости - корректировать его поведение;
принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в ОО;
в случае, если он не является сотрудником ОО, предоставить справки об
отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы,

-

-

-

-

-

необходимые для осуществления наставнической деятельности в
отношении обучающихся.
5.2. Наставник имеет право:
привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с
реализацией Программы наставничества;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в ОО, в
том числе - с деятельностью наставляемого;
выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и
своевременности выполнения
заданий,
проектов,
определенных
Индивидуальным планом;
требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана;
в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для
формы наставничества «учитель-учитель») и иных оценочных или
конкурсных мероприятиях;
принимать участие в оценке качества реализованных Программ
наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ
наставничества требованиям и принципам Целевой модели и
эффективности внедрения Целевой модели;
обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и
дополнений в документацию и инструменты осуществления Программ
наставничества; за организационно-методической поддержкой;
обращаться к руководителю ОО с мотивированным заявлением о сложении
обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного
выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
мероприятий индивидуального плана развития.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО

6.1. Наставляемый обязан:

- выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в
установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы,
связанные с выполнением Индивидуального плана;
- совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и
устранять допущенные ошибки;
- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением
Индивидуального плана, учиться у него практическому решению
поставленных задач, формировать поведенческие навыки;
- отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его
мероприятий Индивидуального плана);
- сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением
определенных пунктов Индивидуального плана;
- проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное
отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;
- принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой

наставничества ОО.
6.2. Наставляемый имеет право:
- пользоваться имеющейся в ОО нормативной, информационно-аналитической
и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами,
обеспечивающими реализацию Индивидуального плана;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью
по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую
информацию;
- принимать участие в оценке качества реализованных Программ
наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ
наставничества требованиям и принципам Целевой модели и
эффективности внедрения Целевой модели;
- при невозможности установления личного контакта с наставником
выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору
наставнической деятельности в ОО.
7. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММ НАСТАВНИЧЕСТВА
7.1. Оценка качества процесса реализации Программ наставничества в ОО

направлена на:
- изучение (оценку) качества реализованных в ОО Программ наставничества,
их сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп
«наставник-наставляемый» (Приложение 7);
- выявление соответствия условий организации Программ наставничества в
ОО требованиям и принципам Целевой модели ;
- Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется с
периодичностью 1 раз в полугодие (не позднее 30 сентября и 30 марта
7.2. Оценка
реализации
Программ
наставничества
также
осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и
наставляемых организацией наставнической деятельности в ОО
8. МОТИВАЦИЯ УЧАСТНИКОВ НАСТАВНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8.1. Участники системы наставничества

в ОО, показавшие высокие
результаты, могут быть представлены решением руководителя ОО к
следующим видам поощрений:
- публичное признание значимости их работы - объявление благодарности,
награждение почетной грамотой и др.;
- размещение информации (например, фотографий, документов о
поощрении, документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и
страницах ОО в социальных сетях;
- благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся;

- обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками,
показавшими высокие результаты.
8.2. Руководство ОО также может оказывать содействие развитию
социального капитала наиболее активных участников наставничества в ОО
через приглашение их к участию в коммуникативных мероприятиях
(конференции, форумы, совещания и пр.).
8.3. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при
проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении
стимулирующих выплат ОО.
8.4. Руководство ОО вправе применять иные методы нематериальной и
материальной мотивации с целью развития и пропаганды института
наставничества и повышения его эффективности.

Приложение 1
Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех
категорий наставников и куратора ОО являются:
- наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при
условии его выдвижения администрацией или коллективом ОО);
- авторитетность в среде коллег и обучающихся;
- высокий уровень развития ключевых компетенций:
• способность развивать других,
• способность выстраивать отношения с окружающими,
• ответственность,
• нацеленность на результат,
• умение мотивировать и вдохновлять других,
• способность к собственному профессиональному и личностному
развитию.
Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в
таблице ниже:
Форма наставничества
УЧЕНИК - УЧЕНИК

УЧИТЕЛЬ- УЧИТЕЛЬ

Критерии
Активный обучающийся старшей ступени,
обладающий лидерскими и организаторскими
качествами,
нетривиальностью
мышления,
демонстрирующий высокие
образовательные
результаты,
победитель школьных и региональных олимпиад и
соревнований,
лидер
класса
(группы)
или
параллели,
принимающий активное участие в жизни ОО
(конкурсы,
театральные
постановки,
общественная
деятельность,
внеурочная
деятельность),
возможный участник всероссийских детскоюношеских организаций или объединений.
- опытный педагог, имеющий профессиональные
успехи
(победитель
различных
профессиональных конкурсов, автор учебных
пособий и материалов, участник или ведущий
вебинаров и семинаров),
педагог, склонный к активной общественной
работе, лояльный участник педагогического и/или
школьного сообщества ОО;
обладает лидерскими, организационными и
коммуникативными навыками, хорошо развитой
эмпатией

УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК

Неравнодушный профессионал с большим (от 5
лет) опытом работы с высокой квалификацией.
Активная жизненная позиция. Обладает развитыми
коммуникативными навыками,
гибкостью в общении, умением отнестись к
ученику как к равному в диалоге и потенциально
будущему коллеге.
Возможно, выпускник того же
образовательного учреждения, член сообщества
благодарных выпускников.
Возможно, родитель
образовательного учреждения.

Для отбора/выдвижения куратора он должен соответствовать
критериям по форме наставничества «Учитель-учитель» и обладать
дополнительно опытом управления персоналом, проектами, быть способным
ставить SMART- цели, организовывать и контролировать работу коллектива,
выстраивать коммуникативные каналы с наставниками и наставляемыми,
вести переговоры с потенциальными партнерами ОО.

Приложение 2
Проект соглашения о сотрудничестве
МБОУ СОШ № 2 г. Тихорецка с партнером-работодателем
СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
«

_»

2020г

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 города Тихорецка муниципального
образования Тихорецкий район имени полного кавалера Ордена Славы
Василия Семеновича Шахрая» в лице , действующего на основании Устава,
именуемое далее «Образовательная
организация»
и
«Наименование партнера- работодателя» в лице
, действующего на основании
, именуемое далее «Партнер», Краснодарского
края
Целевой модели наставничества
обучающихся
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным программам, в том числе с применением лучших
практик обмена опытом между обучающимися, заключили настоящее
Соглашение о нижеследующем:
1. Предмет Соглашения
1.1. Предметом настоящего соглашения является сотрудничество Сторон в
форме социального партнерства и на безвозмездной основе в целях
осуществления Программ наставничества Образовательной организации.
1.2. Целью сотрудничества является организация наставнической поддержки
обучающихся образовательных организаций Краснодарского края в рамках
форм наставничества «работодатель-ученик», «работодатель-студент».

-

-

-

2. Права и обязанности Сторон
2.1. Партнер вправе:
участвовать в реализации Программ наставничества, реализуемых в
Образовательной организации;
приглашать обучающихся Образовательной организации на мероприятия,
проходящие на базе Партнера в рамках Программ наставничества,
реализуемой в рамках форм наставничества «работодатель - ученик»;
«работодатель - студент»;
принимать участие в составлении Программы наставничества
Образовательной организации, а также знакомиться с информационными,
организационными и методическими материалами, сопровождающими
наставническую деятельность в части, его касающейся;
размещать информацию об участии своей организации в реализации
Программы наставничества Образовательной организации в средствах

массовой информации, в т.ч. - в сети Интернет, в целях формирования
имиджа социально-ответственной организации-работодателя.
2.2. Участвуя в наставнической деятельности Образовательной
организации, Партнер принимает на себя следующие обязательства:
- определяет уполномоченного сотрудника по работе с представителями
Образовательной организации для оперативного решения вопросов,
возникающих при совместной работе по внедрению Целевой модели
наставничества;
- выдвигает наставников в соответствие с критериями, предложенными
Образовательной организацией;
- обеспечивает участие своих наставников в обязательных мероприятиях
Программы наставничества Образовательной организации;
- обеспечивает сбор и предоставление наставниками всех документов,
необходимых для участия в Программе наставничества Образовательной
организации (например, справок об отсутствии судимости, медицинских
справок и пр.);
- оказывает содействие наставническим парам в части реализации
Индивидуального плана развития наставляемого под руководством
наставника;
- несет полную ответственность за действия своих сотрудников,
выполняющих роль наставников в Программе наставничества
Образовательной организации.
2.3. Образовательная организация имеет право:
- на получение полной информации о результатах проведения Партнером
мероприятий для участников Программы наставничества на базе Партнера;
- посещения представителями Образовательной организации мероприятий,
проводимых Партнером для наставляемых, участвующих в Программе
наставничества по форме «работодатель -ученик», «работодатель-студент»
на базе Партнера, заранее согласовав с Партнером время и цель посещения;
- по согласованию с Партнером размещать информацию о его участии в
реализации Программы наставничества Образовательной организации в
средствах массовой информации, в т.ч. - в сети Интернет;
- запрашивать и получать у Партнера информацию, имеющую отношение к
предмету настоящего Соглашения.
2.5. Образовательная организация принимает на себя следующие
обязательства:
- определяет уполномоченного сотрудника по работе с представителями
Партнера для оперативного решения вопросов, возникающих при
совместной работе по организации наставнической деятельности;
- формирует группу обучающихся, изъявивших принять участие в
Программе наставничества с участием Партнера;
- обеспечивает сопровождение наставляемых для участия в мероприятиях на
базе Партнера, реализуемых в рамках настоящего Соглашения;

- предоставляет Партнеру всю необходимую информацию о реализации
Программы наставничества в Образовательной организации;
- оказывает
наставникам-сотрудникам
Партнера
необходимую
методическую, консультационную и информационную поддержку;
- обучает наставников-сотрудников Партнера при условии организации на
базе Образовательной организации Школы наставника.
3.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Стороны
обязуются
соблюдать
требования
в
отношении
конфиденциальной и личной информации, ставшей известной Сторонам в
результате исполнения настоящего Соглашения, в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2.2. Стороны обязуются своевременно информировать друг друга о переносе
сроков и места проведения запланированных совместных мероприятий,
проблемах и затруднениях, возникающих при исполнении настоящего
Соглашения, а также совместно обсуждать и оценивать результаты
совместной работы.
2.3. В решении вопросов, не предусмотренных настоящим Соглашением,
Стороны руководствуются действующим законодательством Российской
Федерации.
2.4. Все споры и разногласия по настоящему Соглашению решаются путем
переговоров между Сторонами.
2.5. Настоящее Соглашение может быть изменено или расторгнуто по
соглашению Сторон. Соглашение об изменении или расторжении настоящего
Соглашения должно быть составлено в письменной форме и подписано
Сторонами.
2.6. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания
Сторонами и действует до 30.12.2024 г.
4.

ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И ПОДПИСИ СТОРОН
Наименование образовательной
организации

Наименование партнераработодателя

Приложение 3

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА БАЗЫ НАСТАВЛЯЕМЫХ
№
п/п

ФИО
настав

ляемого

Контактные
данные
для
связи

Год
рождени
я
наставля
емого

Оосновной
запрос
наставляем
огог

Дата
вхождения
в
программу

ФИО
наставника

Форма
наставниче
ства

Место
работы/
учебы
наставника

Дата
завершения
прогpаммы

Результаты
прогpаммы

Отметка о
прохождении
программы

Приложение 4
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА РЕЕСТРА НАСТАВНИКОВ
№
п/п

ФИО
наставника

Контак
тные
данные
для
связи

Место
работы/
учебы
настав
ника

Основ
ные
компе
тенции
настав
ника

Важные
для
программы
достижения
наставника

Инте
ресы
наставника

Дата
вхождения в
программу

ФИО
наставляем
ого
(наставляе
мых)

Форма
наставни
чества

Место
работы/
учебы
наставляемо
го

Дата
завершения
прогpаммы

Результаты
прогpаммы

Приложение 5

Форма заявления кандидата в наставники

Директору
МБОУ СОШ №2
г.Тихорецка
В.В. Бутовой

(Полные Ф.И.О. и должность
кандидата в наставники

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу считать меня участвующим(ей) в отборе наставников в Программу
наставничества МБОУ СОШ №2 г.Тихорецка на 202_ -202_учебный год.
Контакты кандидата: тел.
E-mail:
К заявлению прилагаю:
1. портфолио на
листах
2. согласие родителей (законных представителей) (для наставниковобучающихся)
3. справку об отсутствии судимости (для наставников - представителей
работодателей)
4. медицинскую
справку
(для
наставников
представителей
работодателей)
5. на листах
(иные документы, которые кандидат посчитал нужным представить)

С Положением о наставничестве МБОУ СОШ №2 г.Тихорецка
ознакомлен(а).
Дата написания заявления
«_»

20 г.

Подпись

Расшифровка подписи

Подтверждаю свое согласие на обработку своих персональных данных в
порядке, установленном законодательством РФ
«

»

20

г.

В.В. Бутова
_Подпись

расшифровка

Формат портфолио наставника и куратора
(для педагогов, представителей работодателей)

ФОТО

Приложение 6

Фамилия, имя, отчество

Направления профессиональной деятельности и интересы, в
рамках которых осуществляется наставническая деятельность:
(например: наставничество над молодыми специалистами,
методическое сопровождение преподавания дисциплин (указать,
каких), организация образовательного процесса, решение
конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем
обучающихся и др.)

Образование: наименование организации, которую окончил наставник
(город, год окончания)
Должность в настоящее время:
Профессиональный опыт, стаж работы: краткое перечисление должностей и
мест работы
Опыт работы наставником:
Профессиональные
достижения

... лет

методических разработок (указать);
Победитель Конкурса ... (название, номинация,
год)
по 2015 г. - дополнительная профессиональная
программа «...» ( час.), город.;

Профразвитие
профилю
наставнической
деятельности
Работа
в
качестве
эксперта, члена рабочих
групп и др.

- Автор

эксперт конкурса ... г.;
член рабочей группы по разработке ... г.;
член комиссии по ... г.;
член жюри краевого конкурса ..... ;
-российский эксперт международного проекта .... г.;

-

Наиболее
значимые
публикации
Наиболее
значимые - Благодарность ... за (. г.);
грамоты
и - Почетная Грамота (. г.);
благодарности
-Благодарственное письмо .

ФОТО

Место учебы
Мои
достижения в
учебе
Мои
достижения в
спорте
Мои
достижения в
общественной
работе
Наиболее
значимые
грамоты и
благодарности

Формат портфолио наставника
(для обучающихся)
ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО
Интересы,
в
рамках
которых
осуществляется
наставническая деятельность:
(например: формирование социального капитала,
приобретение навыков наставничества, поиск
единомышленников для реализации проекта...)
указать образовательную организацию, курс/класс
Например:
- отличник в учебе или высокие оценки (не ниже «4») по
гуманитарным дисциплинам;
- победитель/лауреат всероссийского конкурса ...
Например:
- имею первый юношеский разряд по шахматам;
Например:
- лидер общественной организации учащихся «АИСТ»;
- активный участник «Юнармии» с 2018 г. (что сделано);

Приложение 7.

SWOT-анализ Программ наставничества
Формы наставничества «ученик - ученик», «студент-ученик»
Факторы
SWOT
Внутренние

Позитивные

Негативные

Сильные стороны:
- Значительная доля участников (%), которым
понравилось участие в Программе, и которые
готовы продолжить работу;
- Наставляемые (%) стали интересоваться новой
информацией (подписались на новый ресурс,
прочитали дополнительно книгу или статью по
интересующей теме);
- У участников Программы (%) появилось лучшее
понимание
собственного
профессионального
будущего, возрос интерес к одной или нескольким
профессиям;
- У участников Программы (%) появилось желание
изучать
что-то
помимо
школьной
программы/программы
СПО,
реализовать
собственный проект в интересующей области;
- У наставляемых (%) появилось желание
посещать
дополнительные
спортивные
мероприятия;
- У наставляемых (%) появилось желание
посещать
дополнительные
культурные
мероприятия;
- Значительная доля наставляемых (%), которые
планируют стать наставником в будущем;
- Повысилась
успеваемость
наставляемых

Слабые стороны:
- Значительна доля участников (%), которым не
понравилось участие в Программе, поэтому они не
готовы продолжить работу в ней;
- Низкая активность участников Программы (нет
желания посещать дополнительные творческие кружки,
объединения);
- Участники Программы (%) не интересуются новой
информацией;
- Участники
Программы (%) не интересуются
профессиями, не готовы изучать что-то помимо
школьной программы/программы СПО, реализовать
собственный проект в интересующей области;
- Наставляемые
(%)
не
готовы
посещать
дополнительные
спортивные
и
культурные
мероприятия;
Неэффективная/непроработанная
система
мотивации участников Программы;
Не организовано систематическое развитие и
методическая поддержка наставников;
Отсутствует
регулярная
обратная
связь
наставников с куратором,
Инфраструктура наставничества (материальнотехническая, ...) в ОО не позволяет достичь в полной
мере цели и задач Целевой модели;

Внешние

(значения)
- Эффективная система мотивации участников
Программы;
- Достаточность
и
понятность
обучения
наставников;
- Наработанные связи с партнерами-ОО в сетевом
сотрудничестве;
- Наличие групповых активов, лидеров групп,
студенческого/школьного совета, волонтерских
объединений в ОО;
- Наставники-студенты (%) отметили полезность
совместной работы с наставляемыми-учениками;
Возможности:
- Информационно-методическая поддержка ОО при
внедрении Целевой модели со стороны
Министерства образования Краснодарского края;
Акцентирование внимание государства и общества
на вопросы наставничества;
- Наличие федеральных и региональных программ и
проектов, предусматривающих финансирование на
конкурсных условиях новых проектов ОО;
- Наличие многочисленных предложений от ИТплатформ для осуществления дистанционного
обучения;
- Активное внедрение в РФ и Краснодарского
края проектного управления;
спублика и муниципалитет проводят разнообразные
культурные, спортивные, патриотические
мероприятия, в которых могут принять участие
ученики/студенты в раках Программы
наставничества;

Высокая перегрузка наставников, как следствие невозможность регулярной работы с наставляемыми;
Дефицит
учеников/студентов,
готовых
и
способных быть наставниками;

Угрозы:
- Нестабильность внешней социально-экономической
среды функционирования ОО;
- Низкая включенность, отсутствие заинтересованности
родителей (законных представителей) в результатах
обучения и воспитания обучающихся (учеников
школ/студентов ПОО);
Финансовая и организационная оптимизация сети ОО в
Краснодарского края и в МО;
- Переход на преимущественно дистанционное
обучение (подрывает основу наставничества);
- Миграционный отток трудоспособного населения из
РК/МО;
- Отсутствие финансирования проекта внедрения
Целевой модели;
- Вовлечение обучающихся вне ОО в антисоциальные
структуры и организации;
- Агрессивная Интернет-среда, оказывающая
негативное влияние на обучающихся в ОО;

Факторы
SWOT
Внутренние

Форма наставничества «учитель - учитель» («педагог-педагог»)
Позитивные

Негативные

Сильные стороны:
Значительная доля участников (%), которым
понравилось участие в Программе, и которые
готовы продолжить работу в Программе;
Участники
Программы
(%)
видят
свое
профессиональное развитие в данной ОО в течение
следующих 5 лет;
У участников Программы (%) появилось желание
более активно участвовать в культурной жизни ОО;
У участников Программы (%) появилось желание
и/или
силы
реализовывать
собственные
профессиональные работы: статьи, исследования
- Наставляемые (%) после общения с наставником
отмечают прилив уверенности в собственных силах
для
развития
личного,
творческого
и
педагогического потенциала;
- Участники Программы (%) отметили рост
успеваемости и улучшение поведения в подшефных
классах,
сокращение
числа
конфликтов
с
педагогическим и родительским сообществами
благодаря Программе наставничества;
- Эффективная система мотивации участников
Программы;
Достаточность и понятность обучения
наставников;
Высокие достижения педагогов ОО, которые можно
использовать в Программе наставничества;

Слабые стороны:
- Значительна доля участников (%), которым не
понравилось участие в Программе, поэтому они не
готовы продолжить работу в ней;
- Низкая активность участников Программы (нет
желания более активно участвовать в жизни ОО);
Наставляемые (%) отметили отсутствие позитивной
динамики в успеваемости обучающихся, в уменьшении
конфликтов с
педагогическим и родительским сообществами по
итогам
Программе наставничества;
- Неэффективная/непроработанная система мотивации
участников Программы;
- Не организовано систематическое развитие и
методическая поддержка наставников;
- Отсутствует регулярная обратная связь наставников с
куратором,
- Инфраструктура
наставничества
(материальнотехническая, ...) в ОО не позволяет достичь в полной
мере цели и задач Целевой модели;
- Высокая перегрузка педагогов-наставников, как
следствие - невозможность регулярной работы с
наставляемыми;
- Дефицит педагогов, готовых и способных быть
наставниками;
«Старение» педагогического корпуса ОО;

Внешние

Возможности:
Информационно-методическая поддержка ОО
при внедрении Целевой модели со стороны
Министерства образования Краснодарского края;
Наличие бесплатных и малобюджетных
программ повышения квалификации педагогов;
Наличие многочисленных предложений от
ИТ-платформ для осуществления дистанционного
обучения педагогов;
Акцентирование внимание государства и
общества на вопросы наставничества;
Активное внедрение в РФ и Краснодарского края
проектного управления;

Угрозы:
- Нестабильность внешней социально-экономической
среды функционирования ОО;
- Рост конкуренции между ОО за квалифицированные
педагогические кадры;
- Миграционный отток квалифицированных педагогов
из РК/МО;
- Финансовая и организационная оптимизация сети
ОО в Краснодарском крае и в МО;
- Переход на преимущественно дистанционное
обучение (подрывает основу наставничества);
Отсутствие финансирования проекта внедрения
Целевой модели;

Формы наставничества «работодатель - ученик», «студент-ученик»
Факторы
SWOT
Внутренние

Позитивные

Негативные

Сильные стороны:
- Значительная доля участников (%), которым
понравилось участие в Программе, и которые готовы
продолжить работу;
- Наставляемые (%) планируют работать в
организациях,
участвующих
в
Программе
наставничества;
- Наставники (%) отмечают желание создать
устойчивое сообщество предпринимателей и ОО,
заниматься всесторонней поддержкой талантливой
молодежи и образовательных инициатив, в
дальнейшем развивать и расширять Программы
наставничества;

Слабые стороны:
- Значительна доля участников (%), которым не
понравилось участие в Программе, поэтому они не
готовы продолжить работу в ней;
- Наставники (%) не готовы развивать и расширять
Программы
наставничества,
рассматривать
наставляемого
(наставляемых)
потенциальным
сотрудником регионального предприятия;
Неэффективная/непроработанная
система
мотивации участников Программы;
Формальное участие наставников-работодателей
в программе наставничества;
Наставляемые (%) не рассматривают вариант

Наставники студентов (%) рассматривают
наставляемого
(наставляемых)
потенциальным
сотрудником
регионального
предприятия
с
достаточным уровнем подготовки;
- Наставники
(%)
считают,
что
студенты,
участвующие в Программе наставничества, обладают
должным уровнем подготовки (приобретенным за
время программы), который позволит совершить
качественный скачок в производственном и
экономическом развитии региона в долгосрочной
перспективе;
- Наставляемые-студенты и их наставники (%)
отмечают,
что
Программа
наставничества
способствует
более
эффективной
адаптации
молодого специалиста на потенциальном месте
работы, существенно сократить адаптационный
период при
прохождении
производственной
практики и при дальнейшем трудоустройстве;
- У
наставляемых-студентов (%) появилось
желание
посещать
мероприятия
профориентационного,
мотивационного
и
практического характера, они рассматривают
вариант
трудоустройства
на
региональных
предприятиях;
У наставляемых-учеников (%) появилось лучшее
понимание
собственного
профессионального
будущего, возрос интерес к одной или нескольким
профессиям;
- У наставляемых-учеников (%) появилось желание
изучать что-то помимо школьной программы,
реализовать собственный проект в интересующей
области;
Повысилась успеваемость наставляемых
-

трудоустройства на региональных предприятиях;
Не организовано систематическое развитие и
методическая поддержка наставников;
Отсутствует
регулярная
обратная
связь
наставников с куратором,
Инфраструктура наставничества (материальнотехническая, ...) в ОО не позволяет достичь в полной
мере цели и задач Целевой модели;
Высокая перегрузка наставников, как следствие невозможность регулярной работы с наставляемыми;
Дефицит специалистов на предприятияхработодателях,
готовых
и
способных
быть
наставниками;
У ОО нет наработанных связей с предприятиямиработодателями;
Низкая активность наставляемых в силу низкой
мотивации участия в Программе наставничества;

Внешние

(значения)
Эффективная система мотивации участников
Программы;
Достаточность и понятность обучения
наставников;
Наработанные связи ОО с партнерамиработодателями;
Возможности:
Информационно-методическая поддержка ОО при
внедрении
Целевой
модели
со
стороны
Министерства образования Краснодарского края;
Готовность партнеров-работодателей принимать
участие в Программе наставничества;
Акцентирование внимание государства и общества на
вопросы наставничества;
Наличие многочисленных предложений от ИТплатформ для осуществления дистанционного
обучения;
Активное внедрение в РФ и Краснодарском
крае проектного управления;

Угрозы:
Нестабильность
внешней
социальноэкономической среды функционирования ОО;
Низкая
включенность,
отсутствие
заинтересованности
руководителей
предприятийработодателей в поддержке Программ наставничества
ОО;
Финансовая и организационная оптимизация
сети ОО в Краснодарском крае и в МО;
Переход на преимущественно дистанционное
обучение (подрывает основу наставничества);
Миграционный
отток
трудоспособного
населения из РК/МО;
Отсутствие финансирования проекта внедрения
Целевой модели;

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».