УТВЕРЖДЕНО Приказом МБОУ СОШ № 2 г.Тихорецка от _28.04.2020г №577 Директор В.В. Бутова ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 2 города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район имени полного кавалера Ордена Славы Василия Семеновича Шахрая 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее - Положение) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 2 города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район имени полного кавалера Ордена Славы Василия Семеновича Шахрая (далее - ОО) разработано в соответствие с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 2 города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район имени полного кавалера Ордена Славы Василия Семеновича Шахрая и определяет порядок организации наставничества для внедрения практикоориентированных и гибких образовательных технологий в ОО 1.2. Настоящее Положение: - определяет цель и задачи наставничества в соответствие с методологией (целевой моделью) наставничества обучающихся (далее - Целевая модель); - устанавливает порядок организации наставнической деятельности; - определяет права и обязанности ее участников; - определяет требования, предъявляемые к наставникам; - устанавливает способы мотивации наставников и кураторов; - определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса реализации наставничества в ОО и его эффективности. 1.3. Участниками системы наставничества в ОО являются: - наставник; - лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее наставляемый руководитель ОО; - куратор наставнической деятельности в ОО; - родители (законные представители) обучающихся; - выпускники ОО; - участники бизнес-сообщества, в том числе - работодатели, представители образовательных организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов власти в сфере здравоохранения и социального развития, представители региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты, и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА. ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА 2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) ОО в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей. - Задачами наставничества являются: улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности; - подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации; - раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории; - обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального - - - - - - - - развития и работы в коллективе; формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей; ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень; сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в ОО и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития; создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности; выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию; формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ОО, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками. 2.2. Внедрение целевой модели наставничества в ОО предполагает осуществление следующих функций: назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в ОО; привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью; инфраструктурное (в том числе материально-техническое, информационно-методическое) обеспечение наставничества; осуществление персонифицированного учёта обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности ОО; проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества; обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической деятельности в ОО; обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения и Программы наставничества Программа наставничества разрабатывается куратором, которая включает в себя: - формы наставничества («ученик-ученик»; «учитель-учитель»; «студент – ученик»; работодатель-ученик»; - индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника (далее - индивидуальные планы) по каждой форме наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели. 3.2 Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет руководитель ОО, куратор наставнической деятельности и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в ОО. 3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых метакомпетенций и/или профессиональных компетенций. Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного процесса: - обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначении наставника; - педагогические работники, вновь принятые на работу в ОО; - педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника. 3.4. Наставниками могут быть: - учащиеся; - выпускники; - родители (законные представители) обучающихся; - педагоги и иные должностные лица ОО, - сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации Целевой модели. Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в Приложении 1. 3.5.Назначение наставников происходит на добровольной основе. 3.6. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение - групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми. 3.7. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (но не более 1 календарного - года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 3.8. Замена наставника производится приказом руководителя ОО, основанием могут выступать следующие обстоятельства: - прекращение наставником трудовых отношений с ОО; - психологическая несовместимость наставника и наставляемого; - систематическое неисполнение наставником своих обязанностей; - привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; - обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. При замене наставника период наставничества не меняется. 3.9. Этапы наставнической деятельности в ОО осуществляются в соответствие с Целевой моделью и включают в себя семь этапов: Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели; Этап 2. Формирование базы наставляемых; Этап 3. Формирование базы наставников; Этап 4. Отбор/выдвижение наставников; Этап 5. Формирование наставнических пар/групп; Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп; Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели. 3.10. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества в ОО, включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший год, исходя из потребностей ОО, заключение партнерских соглашений (формат приведен в Приложении 3.) с организациями - социальными партнерами, участвующими в реализации программ наставничества ОО. 3.11. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников (по формату, приведенному в Приложении 3), проводится уточняющий анализ их потребности в обучении, например, с помощью диагностических бесед. На данном этапе собираются: - согласия на обработку персональных данных от тех участников Программы наставничества в ОО, которые еще не давали такого согласия; - согласия на участие в Программе наставничества от будущих участников наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если участники - несовершеннолетние. 3.12. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы данных потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников (Приложение 1). 3.13. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр наставников (см. Приложение 4), прошедших выдвижение или предварительный отбор. Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как администрацией, так и коллективом сотрудников. В первом случае составляется проект приказа ОО с приложением листа согласования, направляемый потенциальным наставникам и куратору для ознакомления и согласования. Во втором случае приказ издается на основании представления коллектива сотрудников (инициативной группы, структурного подразделения, комиссии, совета ОО, родительского комитета и др.), составленного в произвольной форме на имя руководителя ОО. Предварительный отбор наставников осуществляется на основе их заявлений (формат заявления представлен в Приложении 5). Все наставники и куратор готовят свои портфолио (формат приведен в Приложении 6). 3.14. В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар (групп) и разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления данного этапа приказом руководителя ОО утверждается Программа наставничества на текущий учебный год. 3.15. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества. 3.16. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности. - 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА 4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности: формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; разработка проекта ежегодной Программы наставничества ОО; организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы наставничества; подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение руководителю ОО; оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; мониторинг и оценка качества реализованных Программ наставничества (Приложение 7); оценка соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели; получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов; - анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в ОО и участие в его распространении. 4.2. Куратор имеет право: запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности; организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.); вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы ОО, сопровождающие наставническую деятельность; инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в ОО; - принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; вносить на рассмотрение руководству ОО предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар; на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого качества Программ наставничества. 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА - - - - 5.1. Наставник обязан: помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий; в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности; выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана; передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в т.ч. - оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и пр.; своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого; личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости - корректировать его поведение; принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в ОО; в случае, если он не является сотрудником ОО, предоставить справки об отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, - - - - - необходимые для осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся. 5.2. Наставник имеет право: привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Программы наставничества; участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в ОО, в том числе - с деятельностью наставляемого; выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных Индивидуальным планом; требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана; в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы наставничества «учитель-учитель») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях; принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления Программ наставничества; за организационно-методической поддержкой; обращаться к руководителю ОО с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития. 6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО 6.1. Наставляемый обязан: - выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением Индивидуального плана; - совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки; - выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением Индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки; - отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий Индивидуального плана); - сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов Индивидуального плана; - проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества; - принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой наставничества ОО. 6.2. Наставляемый имеет право: - пользоваться имеющейся в ОО нормативной, информационно-аналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию Индивидуального плана; - в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию; - принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; - при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в ОО. 7. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ НАСТАВНИЧЕСТВА 7.1. Оценка качества процесса реализации Программ наставничества в ОО направлена на: - изучение (оценку) качества реализованных в ОО Программ наставничества, их сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп «наставник-наставляемый» (Приложение 7); - выявление соответствия условий организации Программ наставничества в ОО требованиям и принципам Целевой модели ; - Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется с периодичностью 1 раз в полугодие (не позднее 30 сентября и 30 марта 7.2. Оценка реализации Программ наставничества также осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в ОО 8. МОТИВАЦИЯ УЧАСТНИКОВ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8.1. Участники системы наставничества в ОО, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя ОО к следующим видам поощрений: - публичное признание значимости их работы - объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.; - размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах ОО в социальных сетях; - благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся; - обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками, показавшими высокие результаты. 8.2. Руководство ОО также может оказывать содействие развитию социального капитала наиболее активных участников наставничества в ОО через приглашение их к участию в коммуникативных мероприятиях (конференции, форумы, совещания и пр.). 8.3. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат ОО. 8.4. Руководство ОО вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности. Приложение 1 Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников и куратора ОО являются: - наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условии его выдвижения администрацией или коллективом ОО); - авторитетность в среде коллег и обучающихся; - высокий уровень развития ключевых компетенций: • способность развивать других, • способность выстраивать отношения с окружающими, • ответственность, • нацеленность на результат, • умение мотивировать и вдохновлять других, • способность к собственному профессиональному и личностному развитию. Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже: Форма наставничества УЧЕНИК - УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ- УЧИТЕЛЬ Критерии Активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное участие в жизни ОО (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность), возможный участник всероссийских детскоюношеских организаций или объединений. - опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или школьного сообщества ОО; обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК Неравнодушный профессионал с большим (от 5 лет) опытом работы с высокой квалификацией. Активная жизненная позиция. Обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к ученику как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге. Возможно, выпускник того же образовательного учреждения, член сообщества благодарных выпускников. Возможно, родитель образовательного учреждения. Для отбора/выдвижения куратора он должен соответствовать критериям по форме наставничества «Учитель-учитель» и обладать дополнительно опытом управления персоналом, проектами, быть способным ставить SMART- цели, организовывать и контролировать работу коллектива, выстраивать коммуникативные каналы с наставниками и наставляемыми, вести переговоры с потенциальными партнерами ОО. Приложение 2 Проект соглашения о сотрудничестве МБОУ СОШ № 2 г. Тихорецка с партнером-работодателем СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ « _» 2020г «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район имени полного кавалера Ордена Славы Василия Семеновича Шахрая» в лице , действующего на основании Устава, именуемое далее «Образовательная организация» и «Наименование партнера- работодателя» в лице , действующего на основании , именуемое далее «Партнер», Краснодарского края Целевой модели наставничества обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем: 1. Предмет Соглашения 1.1. Предметом настоящего соглашения является сотрудничество Сторон в форме социального партнерства и на безвозмездной основе в целях осуществления Программ наставничества Образовательной организации. 1.2. Целью сотрудничества является организация наставнической поддержки обучающихся образовательных организаций Краснодарского края в рамках форм наставничества «работодатель-ученик», «работодатель-студент». - - - 2. Права и обязанности Сторон 2.1. Партнер вправе: участвовать в реализации Программ наставничества, реализуемых в Образовательной организации; приглашать обучающихся Образовательной организации на мероприятия, проходящие на базе Партнера в рамках Программ наставничества, реализуемой в рамках форм наставничества «работодатель - ученик»; «работодатель - студент»; принимать участие в составлении Программы наставничества Образовательной организации, а также знакомиться с информационными, организационными и методическими материалами, сопровождающими наставническую деятельность в части, его касающейся; размещать информацию об участии своей организации в реализации Программы наставничества Образовательной организации в средствах массовой информации, в т.ч. - в сети Интернет, в целях формирования имиджа социально-ответственной организации-работодателя. 2.2. Участвуя в наставнической деятельности Образовательной организации, Партнер принимает на себя следующие обязательства: - определяет уполномоченного сотрудника по работе с представителями Образовательной организации для оперативного решения вопросов, возникающих при совместной работе по внедрению Целевой модели наставничества; - выдвигает наставников в соответствие с критериями, предложенными Образовательной организацией; - обеспечивает участие своих наставников в обязательных мероприятиях Программы наставничества Образовательной организации; - обеспечивает сбор и предоставление наставниками всех документов, необходимых для участия в Программе наставничества Образовательной организации (например, справок об отсутствии судимости, медицинских справок и пр.); - оказывает содействие наставническим парам в части реализации Индивидуального плана развития наставляемого под руководством наставника; - несет полную ответственность за действия своих сотрудников, выполняющих роль наставников в Программе наставничества Образовательной организации. 2.3. Образовательная организация имеет право: - на получение полной информации о результатах проведения Партнером мероприятий для участников Программы наставничества на базе Партнера; - посещения представителями Образовательной организации мероприятий, проводимых Партнером для наставляемых, участвующих в Программе наставничества по форме «работодатель -ученик», «работодатель-студент» на базе Партнера, заранее согласовав с Партнером время и цель посещения; - по согласованию с Партнером размещать информацию о его участии в реализации Программы наставничества Образовательной организации в средствах массовой информации, в т.ч. - в сети Интернет; - запрашивать и получать у Партнера информацию, имеющую отношение к предмету настоящего Соглашения. 2.5. Образовательная организация принимает на себя следующие обязательства: - определяет уполномоченного сотрудника по работе с представителями Партнера для оперативного решения вопросов, возникающих при совместной работе по организации наставнической деятельности; - формирует группу обучающихся, изъявивших принять участие в Программе наставничества с участием Партнера; - обеспечивает сопровождение наставляемых для участия в мероприятиях на базе Партнера, реализуемых в рамках настоящего Соглашения; - предоставляет Партнеру всю необходимую информацию о реализации Программы наставничества в Образовательной организации; - оказывает наставникам-сотрудникам Партнера необходимую методическую, консультационную и информационную поддержку; - обучает наставников-сотрудников Партнера при условии организации на базе Образовательной организации Школы наставника. 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2.1. Стороны обязуются соблюдать требования в отношении конфиденциальной и личной информации, ставшей известной Сторонам в результате исполнения настоящего Соглашения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2.2. Стороны обязуются своевременно информировать друг друга о переносе сроков и места проведения запланированных совместных мероприятий, проблемах и затруднениях, возникающих при исполнении настоящего Соглашения, а также совместно обсуждать и оценивать результаты совместной работы. 2.3. В решении вопросов, не предусмотренных настоящим Соглашением, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации. 2.4. Все споры и разногласия по настоящему Соглашению решаются путем переговоров между Сторонами. 2.5. Настоящее Соглашение может быть изменено или расторгнуто по соглашению Сторон. Соглашение об изменении или расторжении настоящего Соглашения должно быть составлено в письменной форме и подписано Сторонами. 2.6. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 30.12.2024 г. 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И ПОДПИСИ СТОРОН Наименование образовательной организации Наименование партнераработодателя Приложение 3 ПРИМЕРНАЯ ФОРМА БАЗЫ НАСТАВЛЯЕМЫХ № п/п ФИО настав ляемого Контактные данные для связи Год рождени я наставля емого Оосновной запрос наставляем огог Дата вхождения в программу ФИО наставника Форма наставниче ства Место работы/ учебы наставника Дата завершения прогpаммы Результаты прогpаммы Отметка о прохождении программы Приложение 4 ПРИМЕРНАЯ ФОРМА РЕЕСТРА НАСТАВНИКОВ № п/п ФИО наставника Контак тные данные для связи Место работы/ учебы настав ника Основ ные компе тенции настав ника Важные для программы достижения наставника Инте ресы наставника Дата вхождения в программу ФИО наставляем ого (наставляе мых) Форма наставни чества Место работы/ учебы наставляемо го Дата завершения прогpаммы Результаты прогpаммы Приложение 5 Форма заявления кандидата в наставники Директору МБОУ СОШ №2 г.Тихорецка В.В. Бутовой (Полные Ф.И.О. и должность кандидата в наставники ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу считать меня участвующим(ей) в отборе наставников в Программу наставничества МБОУ СОШ №2 г.Тихорецка на 202_ -202_учебный год. Контакты кандидата: тел. E-mail: К заявлению прилагаю: 1. портфолио на листах 2. согласие родителей (законных представителей) (для наставниковобучающихся) 3. справку об отсутствии судимости (для наставников - представителей работодателей) 4. медицинскую справку (для наставников представителей работодателей) 5. на листах (иные документы, которые кандидат посчитал нужным представить) С Положением о наставничестве МБОУ СОШ №2 г.Тихорецка ознакомлен(а). Дата написания заявления «_» 20 г. Подпись Расшифровка подписи Подтверждаю свое согласие на обработку своих персональных данных в порядке, установленном законодательством РФ « » 20 г. В.В. Бутова _Подпись расшифровка Формат портфолио наставника и куратора (для педагогов, представителей работодателей) ФОТО Приложение 6 Фамилия, имя, отчество Направления профессиональной деятельности и интересы, в рамках которых осуществляется наставническая деятельность: (например: наставничество над молодыми специалистами, методическое сопровождение преподавания дисциплин (указать, каких), организация образовательного процесса, решение конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем обучающихся и др.) Образование: наименование организации, которую окончил наставник (город, год окончания) Должность в настоящее время: Профессиональный опыт, стаж работы: краткое перечисление должностей и мест работы Опыт работы наставником: Профессиональные достижения ... лет методических разработок (указать); Победитель Конкурса ... (название, номинация, год) по 2015 г. - дополнительная профессиональная программа «...» ( час.), город.; Профразвитие профилю наставнической деятельности Работа в качестве эксперта, члена рабочих групп и др. - Автор эксперт конкурса ... г.; член рабочей группы по разработке ... г.; член комиссии по ... г.; член жюри краевого конкурса ..... ; -российский эксперт международного проекта .... г.; - Наиболее значимые публикации Наиболее значимые - Благодарность ... за (. г.); грамоты и - Почетная Грамота (. г.); благодарности -Благодарственное письмо . ФОТО Место учебы Мои достижения в учебе Мои достижения в спорте Мои достижения в общественной работе Наиболее значимые грамоты и благодарности Формат портфолио наставника (для обучающихся) ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО Интересы, в рамках которых осуществляется наставническая деятельность: (например: формирование социального капитала, приобретение навыков наставничества, поиск единомышленников для реализации проекта...) указать образовательную организацию, курс/класс Например: - отличник в учебе или высокие оценки (не ниже «4») по гуманитарным дисциплинам; - победитель/лауреат всероссийского конкурса ... Например: - имею первый юношеский разряд по шахматам; Например: - лидер общественной организации учащихся «АИСТ»; - активный участник «Юнармии» с 2018 г. (что сделано); Приложение 7. SWOT-анализ Программ наставничества Формы наставничества «ученик - ученик», «студент-ученик» Факторы SWOT Внутренние Позитивные Негативные Сильные стороны: - Значительная доля участников (%), которым понравилось участие в Программе, и которые готовы продолжить работу; - Наставляемые (%) стали интересоваться новой информацией (подписались на новый ресурс, прочитали дополнительно книгу или статью по интересующей теме); - У участников Программы (%) появилось лучшее понимание собственного профессионального будущего, возрос интерес к одной или нескольким профессиям; - У участников Программы (%) появилось желание изучать что-то помимо школьной программы/программы СПО, реализовать собственный проект в интересующей области; - У наставляемых (%) появилось желание посещать дополнительные спортивные мероприятия; - У наставляемых (%) появилось желание посещать дополнительные культурные мероприятия; - Значительная доля наставляемых (%), которые планируют стать наставником в будущем; - Повысилась успеваемость наставляемых Слабые стороны: - Значительна доля участников (%), которым не понравилось участие в Программе, поэтому они не готовы продолжить работу в ней; - Низкая активность участников Программы (нет желания посещать дополнительные творческие кружки, объединения); - Участники Программы (%) не интересуются новой информацией; - Участники Программы (%) не интересуются профессиями, не готовы изучать что-то помимо школьной программы/программы СПО, реализовать собственный проект в интересующей области; - Наставляемые (%) не готовы посещать дополнительные спортивные и культурные мероприятия; Неэффективная/непроработанная система мотивации участников Программы; Не организовано систематическое развитие и методическая поддержка наставников; Отсутствует регулярная обратная связь наставников с куратором, Инфраструктура наставничества (материальнотехническая, ...) в ОО не позволяет достичь в полной мере цели и задач Целевой модели; Внешние (значения) - Эффективная система мотивации участников Программы; - Достаточность и понятность обучения наставников; - Наработанные связи с партнерами-ОО в сетевом сотрудничестве; - Наличие групповых активов, лидеров групп, студенческого/школьного совета, волонтерских объединений в ОО; - Наставники-студенты (%) отметили полезность совместной работы с наставляемыми-учениками; Возможности: - Информационно-методическая поддержка ОО при внедрении Целевой модели со стороны Министерства образования Краснодарского края; Акцентирование внимание государства и общества на вопросы наставничества; - Наличие федеральных и региональных программ и проектов, предусматривающих финансирование на конкурсных условиях новых проектов ОО; - Наличие многочисленных предложений от ИТплатформ для осуществления дистанционного обучения; - Активное внедрение в РФ и Краснодарского края проектного управления; спублика и муниципалитет проводят разнообразные культурные, спортивные, патриотические мероприятия, в которых могут принять участие ученики/студенты в раках Программы наставничества; Высокая перегрузка наставников, как следствие невозможность регулярной работы с наставляемыми; Дефицит учеников/студентов, готовых и способных быть наставниками; Угрозы: - Нестабильность внешней социально-экономической среды функционирования ОО; - Низкая включенность, отсутствие заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах обучения и воспитания обучающихся (учеников школ/студентов ПОО); Финансовая и организационная оптимизация сети ОО в Краснодарского края и в МО; - Переход на преимущественно дистанционное обучение (подрывает основу наставничества); - Миграционный отток трудоспособного населения из РК/МО; - Отсутствие финансирования проекта внедрения Целевой модели; - Вовлечение обучающихся вне ОО в антисоциальные структуры и организации; - Агрессивная Интернет-среда, оказывающая негативное влияние на обучающихся в ОО; Факторы SWOT Внутренние Форма наставничества «учитель - учитель» («педагог-педагог») Позитивные Негативные Сильные стороны: Значительная доля участников (%), которым понравилось участие в Программе, и которые готовы продолжить работу в Программе; Участники Программы (%) видят свое профессиональное развитие в данной ОО в течение следующих 5 лет; У участников Программы (%) появилось желание более активно участвовать в культурной жизни ОО; У участников Программы (%) появилось желание и/или силы реализовывать собственные профессиональные работы: статьи, исследования - Наставляемые (%) после общения с наставником отмечают прилив уверенности в собственных силах для развития личного, творческого и педагогического потенциала; - Участники Программы (%) отметили рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных классах, сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами благодаря Программе наставничества; - Эффективная система мотивации участников Программы; Достаточность и понятность обучения наставников; Высокие достижения педагогов ОО, которые можно использовать в Программе наставничества; Слабые стороны: - Значительна доля участников (%), которым не понравилось участие в Программе, поэтому они не готовы продолжить работу в ней; - Низкая активность участников Программы (нет желания более активно участвовать в жизни ОО); Наставляемые (%) отметили отсутствие позитивной динамики в успеваемости обучающихся, в уменьшении конфликтов с педагогическим и родительским сообществами по итогам Программе наставничества; - Неэффективная/непроработанная система мотивации участников Программы; - Не организовано систематическое развитие и методическая поддержка наставников; - Отсутствует регулярная обратная связь наставников с куратором, - Инфраструктура наставничества (материальнотехническая, ...) в ОО не позволяет достичь в полной мере цели и задач Целевой модели; - Высокая перегрузка педагогов-наставников, как следствие - невозможность регулярной работы с наставляемыми; - Дефицит педагогов, готовых и способных быть наставниками; «Старение» педагогического корпуса ОО; Внешние Возможности: Информационно-методическая поддержка ОО при внедрении Целевой модели со стороны Министерства образования Краснодарского края; Наличие бесплатных и малобюджетных программ повышения квалификации педагогов; Наличие многочисленных предложений от ИТ-платформ для осуществления дистанционного обучения педагогов; Акцентирование внимание государства и общества на вопросы наставничества; Активное внедрение в РФ и Краснодарского края проектного управления; Угрозы: - Нестабильность внешней социально-экономической среды функционирования ОО; - Рост конкуренции между ОО за квалифицированные педагогические кадры; - Миграционный отток квалифицированных педагогов из РК/МО; - Финансовая и организационная оптимизация сети ОО в Краснодарском крае и в МО; - Переход на преимущественно дистанционное обучение (подрывает основу наставничества); Отсутствие финансирования проекта внедрения Целевой модели; Формы наставничества «работодатель - ученик», «студент-ученик» Факторы SWOT Внутренние Позитивные Негативные Сильные стороны: - Значительная доля участников (%), которым понравилось участие в Программе, и которые готовы продолжить работу; - Наставляемые (%) планируют работать в организациях, участвующих в Программе наставничества; - Наставники (%) отмечают желание создать устойчивое сообщество предпринимателей и ОО, заниматься всесторонней поддержкой талантливой молодежи и образовательных инициатив, в дальнейшем развивать и расширять Программы наставничества; Слабые стороны: - Значительна доля участников (%), которым не понравилось участие в Программе, поэтому они не готовы продолжить работу в ней; - Наставники (%) не готовы развивать и расширять Программы наставничества, рассматривать наставляемого (наставляемых) потенциальным сотрудником регионального предприятия; Неэффективная/непроработанная система мотивации участников Программы; Формальное участие наставников-работодателей в программе наставничества; Наставляемые (%) не рассматривают вариант Наставники студентов (%) рассматривают наставляемого (наставляемых) потенциальным сотрудником регионального предприятия с достаточным уровнем подготовки; - Наставники (%) считают, что студенты, участвующие в Программе наставничества, обладают должным уровнем подготовки (приобретенным за время программы), который позволит совершить качественный скачок в производственном и экономическом развитии региона в долгосрочной перспективе; - Наставляемые-студенты и их наставники (%) отмечают, что Программа наставничества способствует более эффективной адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы, существенно сократить адаптационный период при прохождении производственной практики и при дальнейшем трудоустройстве; - У наставляемых-студентов (%) появилось желание посещать мероприятия профориентационного, мотивационного и практического характера, они рассматривают вариант трудоустройства на региональных предприятиях; У наставляемых-учеников (%) появилось лучшее понимание собственного профессионального будущего, возрос интерес к одной или нескольким профессиям; - У наставляемых-учеников (%) появилось желание изучать что-то помимо школьной программы, реализовать собственный проект в интересующей области; Повысилась успеваемость наставляемых - трудоустройства на региональных предприятиях; Не организовано систематическое развитие и методическая поддержка наставников; Отсутствует регулярная обратная связь наставников с куратором, Инфраструктура наставничества (материальнотехническая, ...) в ОО не позволяет достичь в полной мере цели и задач Целевой модели; Высокая перегрузка наставников, как следствие невозможность регулярной работы с наставляемыми; Дефицит специалистов на предприятияхработодателях, готовых и способных быть наставниками; У ОО нет наработанных связей с предприятиямиработодателями; Низкая активность наставляемых в силу низкой мотивации участия в Программе наставничества; Внешние (значения) Эффективная система мотивации участников Программы; Достаточность и понятность обучения наставников; Наработанные связи ОО с партнерамиработодателями; Возможности: Информационно-методическая поддержка ОО при внедрении Целевой модели со стороны Министерства образования Краснодарского края; Готовность партнеров-работодателей принимать участие в Программе наставничества; Акцентирование внимание государства и общества на вопросы наставничества; Наличие многочисленных предложений от ИТплатформ для осуществления дистанционного обучения; Активное внедрение в РФ и Краснодарском крае проектного управления; Угрозы: Нестабильность внешней социальноэкономической среды функционирования ОО; Низкая включенность, отсутствие заинтересованности руководителей предприятийработодателей в поддержке Программ наставничества ОО; Финансовая и организационная оптимизация сети ОО в Краснодарском крае и в МО; Переход на преимущественно дистанционное обучение (подрывает основу наставничества); Миграционный отток трудоспособного населения из РК/МО; Отсутствие финансирования проекта внедрения Целевой модели; Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)