Инновационная деятельность
Инновационный проект "Православное наследие Кубани: детский культурно-познавательный туризм"
18.08.2025
Разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания.
Цель: Создать комплексную программу детского культурно-познавательного туризма по православным храмам и святым местам Краснодарского края для духовно-нравственного, патриотического воспитания учащихся, приобщения их к историко-культурному наследию региона в рамках направления «Движения первых» - туризм и путешествия.
Задачи:
1) Разработать и утвердить
программу цикла тематических экскурсий по значимым православным храмам и
святыням Краснодарского края, адаптированную для учащихся 1-11 классов (с
учетом возрастных особенностей: интерактив для начальной школы,
исследовательский компонент для старших классов);
2) Организовать и провести
серию экскурсионных поездок для учащихся 1-11 классов по значимым православным
храмам и святыням Краснодарского края, обеспечивая
образовательно-воспитательный эффект.
2) Разработать и внедрить
систему исследовательских заданий и проектной деятельности для учащихся (5-11
кл.) по темам экскурсий (история храмов, казачьи традиции, святыни края).
3) Создать и
популяризировать медиапроект «Кубань православная» (фотоальбомы,
видеорепортажи, рисунки, сочинения учащихся) для освещения поездок, обмена
опытом и создания цифрового архива православного наследия края.
4) Реализовать план
системного вовлечения родительской общественности (собрания, участие в
организации, сопровождение, совместные мероприятия).
5) Установить и развить
партнерские отношения с Тихорецким районным казачьим обществом, храмом св.
прав. Иоанна Русского и другими религиозными и культурными организациями для
экспертной поддержки и ресурсного обеспечения проекта.
Обоснование значимости проекта для развития системы образования: 1)
проблематика проекта (в частности, противоречие, на преодоление которого
направлен проект) -Противоречие между богатым историко-культурным и
духовным наследием Краснодарского края (включая православные традиции
казачества) и недостаточной информированностью современных школьников об этом
наследии, ведущей к ослаблению культурной идентичности, связи с историческими
корнями, патриотических чувств. -Противоречие между
потребностью детей и подростков в активном, познавательном досуге, развивающем
социальные навыки и здоровье, и распространением пассивного времяпрепровождения
в интернете. -Недостаток программ,
интегрирующих культурно-познавательный туризм (особенно религиозный аспект) в
образовательно-воспитательный процесс для решения задач духовно-нравственного и
патриотического воспитания. 2) инновационный потенциал проекта (какие
новые нормы (институты) появятся в результате реализации проекта,
какие новые отношения
будут регулировать новые нормы); -Программа
детского православного туризма как часть воспитательной системы школы; Сетевое
взаимодействия школы с Тихорецким районным казачьим обществом и религиозными
организациями (Тихорецкая епархия) в рамках туристско-краеведческой
деятельности; Интегрированные планы воспитательной работы школы с включением
экскурсионных блоков. -Системное
сотрудничество школы с Тихорецким районным казачьим обществом и храмом св.
прав. Иоанна Русского в образовательно-воспитательном контексте; Укрепление
связей «Школа – семья» через совместный познавательный туризм; Отношения
наставничества со стороны представителей казачества и духовенства. 3)
практическая значимость проекта (результаты проекта, имеющие практическую
значимость); Апробированная программа
детского культурно-познавательного туризма по православным местам Кубани. Банк разработанных
экскурсионных маршрутов и сценариев поездок (с возрастной адаптацией). Методика организации
исследовательской деятельности учащихся в контексте экскурсий. Реализованный
медиапроект «Кубань православная» (конкретные фотоальбомы, видеорепортажи,
сборники творческих работ учащихся). Модель сетевого
партнерства ОО с казачьими обществами и религиозными организациями. Методические
рекомендации для других ОО по реализации подобных программ. 4)
реализуемость
проекта (реальность достижения целей и результатов проекта и пр.); Проект реализуем
благодаря пятистороннему соглашению о сотрудничестве муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 города
Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район имени полного кавалера
Ордена Славы Василия Семеновича Шахрая, Тихорецкой епархии Русской Православной
Церкви (Московский Патриархат), администрации Тихорецкого городского поселения
Тихорецкого района, управления образования администрации Тихорецкий район и
Тихорецкого районного казачьего общества в целях развития духовно-нравственного
образования и воспитания обучающихся на историко-культурных традициях
кубанского казачества от «10» декабря 2024 года. т.е. наличию конкретных
партнеров (Тихорецкое районное казачье общество, Храм святого праведного Иоанна
Русского, казачий Храм святой Блаженной Ксении
Петербургской), готовых предоставить поддержку.
Богатой ресурсной базе региона (множество православных храмов и святынь в
крае). Заинтересованности участников (учащиеся, родители, педагоги).
Соответствию направлениям «Движения первых» (туризм и путешествия). 5)
корреляция проекта с национальными целями и стратегическими задачами, предусмотренными Указами Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 г. № 204 и от 21 июля 2020 г. №
474; Проект напрямую
способствует достижению Национальной цели «Возможности для самореализации и
развития талантов» (Указ президента РФ № 474) через создание условий для
познавательной, исследовательской и творческой самореализации учащихся в
контексте изучения родного края. Он соответствует задаче «Воспитание гармонично
развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных
традиций» (Указ президента РФ № 474). Проект способствует формированию
патриотизма и укреплению гражданской идентичности через глубокое познание
регионального наследия, что является ключевым аспектом государственной политики
в сфере воспитания. Соответствует направлению «Туризм и путешествия» в рамках
«Движения первых». 6) иная
информация, характеризующая значимость
проекта. Проект глубоко интегрирует культурно-исторический контекст
Кубани, казачьи традиции и православное наследие. Имеет прямую интеграцию с
направлением «Туризм и путешествия» общероссийского
общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых».
Разработанная программа и модель партнерства могут быть адаптированы для других
ОО. Направление проекта соответствует Концепции духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России и Стратегии развития воспитания в РФ. С
2001 по 2025 год школа являлась опорной по духовно-нравственному образованию
обучающихся.
Программа – календарный план реализации проекта