Рабочая программа по информатике 7-9 класс

Тихорецкий район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 города Тихорецка
муниципального образования Тихорецкий район
имени полного кавалера Ордена
Славы Василия Семеновича Шахрая
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08. 2021 года протокол № 1
Председатель ________ В.В. Бутова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Информатике
Уровень образования (класс) основное общее образование (5-9 класс)
Количество часов 102 (7-9 кл. - 1час в неделю)
Учитель Шолом Дарья Александровна
Программа разработана:
• в соответствии с ФГОС ООО
• с учетом ООП ООО МБОУ СОШ № 2 г.Тихорецка
• с

учетом

примерной

основной

общеобразовательной

программы

основного общего образования, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
8 апреля 2015 года № 1/15)
• с учётом УМК Л.Л.Босовой Информатика 7-9 класс, М, БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2016

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
• ценностное отношение
к отечественному культурному, историческому
научному
наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
владение достоверной информацией о передовых мировых
и отечественных
достижениях
в
области
информатики
и
информационных
технологий;
заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного
общества.
Духовно-нравственное воспитание:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети
Интернет.
Гражданское воспитание:
• представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах; готовность к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании
учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков.
Ценности научного познания:
• сформированность
мировоззренческих
представлений
об
информации,
информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих
современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих
базовую основу для понимания сущности научной картины мира;
• интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к
самообразованию,
исследовательской
деятельности,
осознанному
выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
• сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами
информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
• осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на
здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований
безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ).
Трудовое воспитание:
2

• интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научнотехнического прогресса;
• осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
• осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том
числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
• освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе
существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике
отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
•

•
•

•
•
•

•
•
•

Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой
и их комбинациями;

• оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
3

• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с ис пользованием иллюстративных материалов.

•

•

•
•

Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного
продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,
достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои
действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.

Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
• выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
• ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное
принятие решений, принятие решений в группе);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
• делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за
решение.
Самоконтроль (рефлексия):
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
4

• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
• осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого
доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 класс
Введение
Ученик научится:
• различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация,
информационный процесс, информационная система, информационная модель и др;
• различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам
её представления на материальных носителях;
• раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов
системах различной природы;
• приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с
хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
• классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
• узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной
памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках
этих устройств;
• определять качественные и количественные характеристики компонентов
компьютера;
• узнает о истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить
характеристики компьютеров;
• узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
• осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;
• узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Ученик научится:
• описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и
производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных,
оценивать время передачи данных;
• кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
• оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник
данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность
канала связи);
• определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту
кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
• определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и
кодовой таблице равномерного кода;
Использование программных систем и сервисов
Ученик научится:
• классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
• выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать,
удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
• разбираться в иерархической структуре файловой системы;
5

• осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
8 класс
Математические основы информатики
Ученик научится:
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное
натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную;
сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной
системе счисления;
• записывать логические выражения составленные с помощью операций «и», «или»,
«не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны
значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
Алгоритмы и элементы программирования
Ученик научится:
• составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов ;
• выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным,
графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
• определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения
конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
• определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
• использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также
понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы
управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на
конкретном язык программирования с использованием основных управляющих
конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление,
повторение, вспомогательные алгоритмы);
•
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа
числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций
последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном
языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
• использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины
(массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор
присваивания;
• анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические
выражения и вычислять их значения.
Ученик получит возможность:
• познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями
со строковыми величинами;
• создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и
вне ее;
• познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
• познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер
управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты,
станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
• познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными
роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
6

9класс
Математические основы информатики
Выпускник научится:
• определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех
базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
• использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина
ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент,
последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена
элемента);
• описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание
термина «матрица смежности» не обязательно);
• познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными
современными кодами;
• использовать основные способы графического представления числовой
информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с примерами математических моделей и использования
компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической
моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью
объекта/явления и словесным описанием;
• узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя
алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
• познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных
компьютерах и робототехнических системах;
• познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при
описании реальных объектов и процессов;
• ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение
алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);
• узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие
при передаче информации.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
• использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с
использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона
таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и
столбчатой);
• использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк
таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
• анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
• проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием
логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и
интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):
• навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными
для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые
менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы,
словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с
использованием соответствующей терминологии;
7

• различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т.
д.);
• приемами безопасной организации своего личного пространства данных с
использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
• основами соблюдения норм информационной этики и права;
• познакомится с программными средствами для работы с аудио-визуальными
данными и соответствующим понятийным аппаратом;
• узнает о дискретном представлении аудио-визуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной
деятельности):
• узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных
устройств;
• практиковаться в использовании основных видов прикладного программного
обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
• познакомиться с примерами использования математического моделирования в
современном мире;
• познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого
взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная
информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие
электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности
информации (пример: сравнение данных из разных источников);
• узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и
национальные стандарты;
• узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
• получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
• познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
• получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на
производстве и в научных исследованиях.
2. Содержание учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся
формируется информационная и алгоритмическая культура; умения формализации и
структурирования информации, способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием
соответствующих программных средств обработки данных; представления о компьютере
как универсальном устройстве обработки информации; представления об основных
изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; развивается
алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в
современном обществе; формируются представления о том, как понятия и конструкции
информатики применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и
роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях;
навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными
программами и в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7–9
классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными
тематическими блоками (разделами):
• введение;
8

•
•
•

математические основы информатики;
алгоритмы и элементы программирования;
использование программных средств и сервисов.
7 класс

Введение
Информация и информационные процессы
Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые
могут быть обработаны автоматизированной системой и информация как сведения,
предназначенные для восприятия человеком.
Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных.
Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и
передачей данных.
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Архитектура
компьютера:
процессор,
оперативная
память,
внешняя
энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики.
Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные
комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D-принтеры).
Программное обеспечение компьютера.
Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития.
Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов
носителей. Носители информации в живой природе.
История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик
компьютеров. Суперкомпьютеры.
Физические ограничения на значения характеристик компьютеров.
Параллельные вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Использование программных систем и сервисов
Файловая система
Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции
при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление.
Типы файлов.
Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный
текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл
данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом
моделировании сложных физических процессов и др.).
Архивирование и разархивирование.
Файловый менеджер.
Поиск в файловой системе.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово,
символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования
текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование.

9

Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов.
Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов,
ссылок и др. История изменений.
Проверка правописания, словари.
Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания,
расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому
делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация.
Подготовка
компьютерных
презентаций.
Включение
в
презентацию
аудиовизуальных объектов.
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических
объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с
областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и
контрастности. Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые
преобразования.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых
фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые
операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и
компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная
последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной
длины в данном алфавите.
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит
текстов на русском языке.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом
алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном
алфавите.
Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина
кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32.
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т. д. Количество
информации, содержащееся в сообщении.
Подход А.Н.Колмогорова к определению количества информации.
Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII.
Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов.
Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от
двоичного.
Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность
однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов.
Дискретизация
Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении
аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGBиCMYK. Модели HSB и CMY.
Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой.

10

Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением
изображений и звуковых файлов.
8 класс
Математические основы информатики
Системы счисления
Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в
позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления.
Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и
развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод
натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в
десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел
из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества
вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.
Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух
или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна.
Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и»
(конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не»
(логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических
операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.
Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность).
Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности
для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических
элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами
компьютера.
Алгоритмы и элементы программирования
Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя;
команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального
описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический
язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Программа –
запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое
устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями,
выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Программное
управление самодвижущимся роботом.
11

Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем.
Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом
языке.
Системы программирования. Средства создания и выполнения программ. Понятие
об этапах разработки программ и приемах отладки программ. Управление. Сигнал.
Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот);
компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и
экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.
Алгоритмические конструкции
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных
алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых
действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнения условия (истинность и ложность высказывания).
Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием
выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения
тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант
цикла.
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных
алгоритмических языках.
9 класс
Математические основы информатики
Списки, графы, деревья
Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий
элемент. Вставка, удаление и замена элемента.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы.
Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Длина
(вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами
ребер).
Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие
вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Математическое моделирование
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического
(компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от
словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с
математическими моделями.
Компьютерные эксперименты.
Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении
научно-технических задач. Представление о цикле моделирования: построение
математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах
(тестирование), проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов,
уточнение модели.
Разработка алгоритмов и программ
12

Оператор присваивания. Представление о структурах данных.
Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые,
вещественные, символьные, строковые, логические. Табличные величины (массивы).
Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:
•
нахождение минимального и максимального числа из двух,трех, четырех данных
чисел;
•
нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
•
заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;
•
нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или
массива;
•
нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в
выбранной среде программирования.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот,
Черепашка, Чертежник и др.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами
их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами;
обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах
счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе,
выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке,
отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова,
пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).
Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по
образцу.
Анализ алгоритмов
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой
памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры коротких программ,
выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких
программ, выполняющих обработку большого объема данных.
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве
входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному
результату. Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых
характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с
помощью формул.
Робототехника
Робототехника – наука о разработке и использовании автоматизированных
технических систем. Автономные роботы и автоматизированные комплексы.
Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение сигналов от цифровых датчиков
(касания, расстояния, света, звука и др.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в
транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление
отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т.п.).
Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства, датчики. Система
команд робота. Конструирование робота. Моделирование робота парой: исполнитель
команд и устройство управления. Ручное и программное управление роботами.

13

Пример учебной среды разработки программ управления движущимися роботами.
Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация алгоритмов "движение до
препятствия", "следование вдоль линии" и т.п.
Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка
программы управления роботом Влияние ошибок измерений и вычислений на выполнение
алгоритмов управления роботом.
Использование программных систем и сервисов
Электронные (динамические) таблицы
Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной,
относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании.
Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение
графиков и диаграмм.
Базы данных. Поиск информации
Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе.
Связи между таблицами.
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации.
Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные
карты и другие справочные системы. Поисковые машины.
Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные
технологии
Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен.
Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и технике (геномные данные,
результаты физических экспериментов, Интернет-данные, в частности, данные
социальных сетей). Технологии их обработки и хранения.
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба;
справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления
программного обеспечения и др.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них. Приемы,
повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной
информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Методы
индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум,
телеконференция и др.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ.
Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация,
средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.
Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики ИКТ.
Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись
чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки
программирования, адресация в сети Интернет и др.).

14

3.Тематическое планирование курса информатики в 7-9 классах
Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания МБОУ СОШ № 2 г. Тихорецка. Основные
направления программы применительно к урокам математики можно изложить следующим образом:
1. Гражданское воспитание.
Инициативность и творчество в учебном труде, толерантность в общении со сверстниками и в отношении к ученым различных
национальностей, формирование уверенности в себе, чувства собственного достоинства, положительной самооценки.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
Формирование интереса к историческому прошлому малой Родины и России при решении математических задач, воспитание на примерах
развития российской науки, русских ученых ( в том числе и в годы Великой Отечественной войны)

3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание через отбор содержания материала, общение, воспитание мыслящей личности путем развития логического
мышления, через изучение истории математики, через рассказы о нематематической деятельности великих ученых, привлекая к
общечеловеческим ценностям и культуре

4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание).
Эстетическое воспитание: на примере красоты математических моделей, чертежей, формул. Знакомство с симметрией, связью архитектуры,
поэзии, музыки, спорта и математики.

5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания).
Привитие интереса к технике и технологиям путем использования на уроках пк, интерактивной доски, Интернет-ресурсов и т.д.

6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.
Пробуждение активности исследовательских и познавательных интересов, привитие учащимся навыков здорового образа жизни через решение
задач, проведение физкультминуток

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
Формирование и воспитание трудовых навыков, аккуратности, доведение начатой работы до конца через усвоение понятия алгоритма, привитие
навыков самоконтроля, формирование умений и навыков, необходимых в жизни, развитие способностей применять эти навыки к решению
задач, привитие навыков выполнения домашнего задания, самостоятельной работы. Знакомство с применением математических знаний в тех
или иных профессиях.

8. Экологическое воспитание.
Воспитание экологически целесообразного отношения к природе как основе жизни, на примере задач знакомство учащихся с вредным
влиянием на организм и природу некоторых вредных привычек( алкоголь, курение, наркотики…)

15

7 класс (1 час в неделю)
№
п/п

Тема

КолОсновные виды деятельности
во
часов
Раздел «Введение» (16 часов)
Тема «Математические основы информатики. Информация и информационные процессы» (9 часов)
1
Цели изучения курса информатики и ИКТ.
1
Аналитическая деятельность:
Техника безопасности и организация рабочего
• оценивать информацию с позиции её
места. Информационная безопасность
свойств (актуальность, достоверность, полнота
2
Информация и её свойства
1
и пр.);
3
Информационные процессы. Обработка
1
• приводить примеры кодирования с
информации
использованием различных алфавитов,
4
Информационные процессы. Хранение и передача 1
встречаются в жизни;
информации
• классифицировать информационные
5
Всемирная паутина как информационное
1
процессы по принятому основанию;
хранилище
• выделять информационную составляющую
6
Представление информации
1
процессов в биологических, технических и
7
Дискретная форма представления информации
1
социальных системах;
8
Единицы измерения информации
1
• анализировать отношения в живой природе,
9
Обобщение по теме «Информация и
1
технических и социальных (школа, семья и пр.)
информационные процессы». Контрольная работа.
системах с позиций управления.
Практическая деятельность:
• кодировать и декодировать сообщения по
известным правилам кодирования;
• определять количество различных
символов, которые могут быть закодированы с
помощью двоичного кода фиксированной
длины (разрядности);
• определять разрядность двоичного кода,
необходимого для кодирования всех символов
алфавита заданной мощности;
• оперировать с единицами измерения
количества информации (бит, байт, килобайт,
мегабайт, гигабайт);

Основные направления
воспитательной
деятельности

1, 2, 3, 4 ,5 ,7 ,8

16

• оценивать числовые параметры
информационных процессов (объём памяти,
необходимой для хранения информации;
скорость передачи информации, пропускную
способность выбранного канала и пр.).
Тема «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». (7 часов)
10
Основные компоненты компьютера и их функции 1
Аналитическая деятельность:
11
Персональный компьютер
1
• анализировать компьютер с точки зрения
единства программных и аппаратных средств;
12
Программное обеспечение компьютера.
1
Системное программное обеспечение
• анализировать устройства компьютера с
13
Системы программирования
1
точки зрения организации процедур ввода
хранения, обработки, вывода и передачи
14
Прикладное программное обеспечение
1
информации;
15
Пользовательский интерфейс
1
• определять программные и аппаратные
16
Файлы и файловые структуры
1
средства, необходимые для осуществления
17
Обобщение по теме: «Компьютер как
информационных процессов при решении
универсальное устройство для работы с
задач;
информацией». Контрольная работа
• анализировать информацию (сигналы о
готовности и неполадке) при включении
компьютера;
• определять основные характеристики
операционной системы;
• планировать собственное информационное
пространство.
• определять основные характеристики
файлов, папок;
• оценивать информационный объем файлов,
папок, внешних носителей;
Практическая деятельность:
• получать информацию о характеристиках
компьютера;
• оценивать числовые параметры
информационных процессов (объём памяти,
необходимой для хранения информации;
скорость передачи информации, пропускную
способность выбранного канала и пр.);
• оперировать компьютерными

1, 5, 7

17

информационными объектами в нагляднографической форме;
• осуществлять защиту информации от
компьютерных вирусов помощью
антивирусных программ.
• выполнять основные операции с файлами и
папками;
• оценивать размеры файлов, подготовленных
с использованием различных устройств ввода
информации в заданный интервал времени
(клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера,
видеокамера);
• использовать программы-архиваторы.
Раздел «Использование программных средств и сервисов» (18 часов)
Тема « Обработка графической информации» (4 часа)
18
Формирование изображения на экране
1
Аналитическая деятельность:
компьютера
• анализировать пользовательский интерфейс
19
Компьютерная графика
1
используемого программного средства;
20
Создание графических изображений
1
• определять условия и возможности
21
Обобщение и систематизация основных понятий
1
применения программного средства для
темы «Обработка графической информации».
решения типовых задач;
Проверочная работа
• выявлять общее и отличия в разных
программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
• определять код цвета в палитре RGB в
графическом редакторе;
• создавать и редактировать изображения с
помощью инструментов растрового
графического редактора;
• создавать и редактировать изображения с
помощью инструментов векторного
графического редактора.
Тема «Обработка текстовой информации» (8 часов)
22
Текстовые документы и технологии их создания
1
Аналитическая деятельность:
23
Создание текстовых документов на компьютере
1

1, 2, 3, 4 ,5 ,7 ,8

1, 5, 7

18

24
25
26
27
28
29

Прямое форматирование. Стилевое
форматирование
Визуализация информации в текстовых
документах
Распознавание текста и системы компьютерного
перевода
Оценка количественных параметров текстовых
документов
Оформление реферата «История вычислительной
техники»
Обобщение и систематизация основных понятий
темы «Обработка текстовой информации».
Проверочная работа

Тема «Мультимедиа» (4 часа)
30
Технология мультимедиа
31
Компьютерные презентации
32
Создание мультимедийной презентации
33
Обобщение и систематизация основных понятий
главы «Мультимедиа». Проверочная работа

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

• анализировать пользовательский интерфейс
используемого программного средства;
• определять условия и возможности
применения программного средства для
решения типовых задач;
• выявлять общее и отличия в разных
программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
• создавать небольшие текстовые документы
посредством квалифицированного
клавиатурного письма с использованием
базовых средств текстовых редакторов;
• форматировать текстовые документы
(установка параметров страницы документа;
форматирование символов и абзацев; вставка
колонтитулов и номеров страниц);
• вставлять в документ формулы, таблицы,
списки, изображения;
• создавать гипертекстовые документы;
• выполнять кодирование и декодирование
текстовой информации, используя кодовые
таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);
• использовать ссылки и цитирование
источников при создании на их основе
собственных информационных объектов.
Аналитическая деятельность:
• анализировать пользовательский интерфейс
используемого программного средства;
• определять условия и возможности
применения программного средства для
решения типовых задач;
• выявлять общее и отличия в разных
программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Практическая деятельность:

1, 2, 3, 4 ,5 ,6 ,7 ,8

19

• создавать презентации с использованием
готовых шаблонов;
РЕЗЕРВ (1 час)
34
Резерв

1

8
№
п/п

Тема

класс (1 час в неделю)

КолОсновные виды деятельности
во
часов
Раздел «Математические основы информатики» (13 часов)

Основные направления
воспитательной
деятельности

Тема «Системы счисления» (13 часов)
1
Цели изучения курса информатики и ИКТ.
1
Аналитическая деятельность:
1, 5, 7
Техника безопасности и организация рабочего
• выявлять различие в унарных, позиционных
места. Информационная безопасность
и непозиционных системах счисления;
2
Общие сведения о системах счисления
1
• выявлять общее и отличия в разных
3
Двоичная система счисления. Двоичная
1
позиционных системах счисления;
арифметика
• анализировать логическую структуру
4
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы
1
высказываний.
счисления. Компьютерные системы счисления
Практическая деятельность:
5
Правило перевода целых десятичных чисел в
1
• переводить небольшие (от 0 до 1024) целые
систему счисления с основанием q
числа из десятичной системы счисления в
6
Представление целых и вещественных чисел
1
двоичную (восьмеричную,
7
Множества и операции с ними
1
шестнадцатеричную) и обратно;
8
Высказывание. Логические операции
1
• выполнять операции сложения и умножения
9
Построение таблиц истинности для логических
1
над небольшими двоичными числами;
выражений
• записывать вещественные числа в
10
Свойства логических операций
1
естественной и нормальной форме;
11
Решение логических задач
1
• строить таблицы истинности для логических
12
Логические элементы
1
выражений;
13
Обобщение и систематизация основных понятий
1
• вычислять истинностное значение
темы «Математические основы информатики».
логического выражения
Проверочная работа
Раздел «Алгоритмизация и программирование»
Тема «Основы алгоритмизации». (11 часов)
14
Алгоритмы исполнители
1
Аналитическая деятельность:
5,7
20

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Способы записи алгоритмов
Объекты алгоритмов
Алгоритмическая конструкция следование
Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная
форма ветвления
Неполная форма ветвления
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл
с заданным условием продолжения работы
Цикл с заданным условием окончания работы
Цикл с заданным числом повторений
Алгоритмы управления
Обобщение и систематизация основных понятий
темы «Основы алгоритмизации». Проверочная
работа

Тема « Начала программирования» (9 часов)
25
Общие сведения о языке программирования Pascal
26
Организация ввода и вывода данных
27
Программирование линейных алгоритмов
28
Программирование разветвляющихся алгоритмов.
Условный оператор
29
Составной оператор. Многообразие способов
записи ветвлений
30
Программирование циклов с заданным условием
продолжения работы
31
Программирование циклов с заданным условием
окончания работы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

• определять по блок-схеме, для решения
какой задачи предназначен данный алгоритм;
• анализировать изменение значений величин
при пошаговом выполнении алгоритма;
• определять по выбранному методу решения
задачи, какие алгоритмические конструкции
могут войти в алгоритм;
• сравнивать различные алгоритмы решения
одной задачи.
Практическая деятельность:
• исполнять готовые алгоритмы для
конкретных исходных данных;
• преобразовывать запись алгоритма с одной
формы в другую;
• строить цепочки команд, дающих нужный
результат при конкретных исходных данных
для исполнителя арифметических действий;
• строить цепочки команд, дающих нужный
результат при конкретных исходных данных
для исполнителя, преобразующего строки
символов;
• строить арифметические, строковые,
логические выражения и вычислять их
значения.
Аналитическая деятельность:
• анализировать готовые программы;
• определять по программе, для решения
какой задачи она предназначена;
• выделять этапы решения задачи на
компьютере.
Практическая деятельность:
• программировать линейные алгоритмы,
предполагающие вычисление арифметических,
строковых и логических выражений;

5, 7

21

32
33

Программирование циклов с заданным числом
повторений
Обобщение и систематизация основных понятий
темы «Начала программирования». Проверочная
работа

РЕЗЕРВ
34
Резерв

1
1

• разрабатывать программы, содержащие
оператор/операторы ветвления (решение
линейного неравенства, решение квадратного
уравнения и пр.), в том числе с использованием
логических операций;
• разрабатывать программы, содержащие
оператор (операторы) цикла

1

9 класс (1 час в неделю)
№
п/п

Тема

КолОсновные виды деятельности
во
часов
Раздел «Математические основы информатики» (9 часов)
Тема «Моделирование и формализация» (9 часов)
1
Цели изучения курса информатики и ИКТ.
1
Аналитическая деятельность:
Техника безопасности и организация рабочего
• осуществлять системный анализ объекта,
места. Информационная безопасность
выделять среди его свойств существенные
2
Моделирование ка метод познания
1
свойства с точки зрения целей моделирования;
3
Знаковые модели
1
• . оценивать адекватность модели
4
Графические модели
1
моделируемому объекту и целям
моделирования;
5
Табличные модели
1
6
База данных как модель предметной области.
1
• определять вид информационной модели в
Реляционные базы данных
зависимости от стоящей задачи;
7
Система управления базами данных
1
• анализировать пользовательский интерфейс
используемого программного средства;
8
Создание базы данных. Запросы на выработку
1
данных
• определять условия и возможности
9
Обобщение и систематизация основных понятий
1
применения программного средства для
темы «Моделирование и формализация».
решения типовых задач;
Проверочная работа
• выявлять общее и отличия в разных
программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
• строить и интерпретировать различные

Основные направления
воспитательной
деятельности

1, 2, 4 ,5 ,6 ,7 ,

22

10
11
12
13
14
15
16
17

информационные модели (таблицы,
диаграммы, графы, схемы, блок-схемы
алгоритмов);
• преобразовывать объект из одной формы
представления информации в другую с
минимальными потерями в полноте
информации;
• исследовать с помощью информационных
моделей объекты в соответствии с
поставленной задачей;
• работать с готовыми компьютерными
моделями из различных предметных областей;
• создавать однотабличные базы данных;
• осуществлять поиск записей в готовой базе
данных;
• осуществлять сортировку записей в готовой
базе данных.
Раздел «Алгоритмизация и программирование» (8 часов)
Решение задач на компьютере
1
Аналитическая деятельность:
Одномерные массивы целых чисел. Описание,
1
• выделять этапы решения задачи на
заполнение, вывод массива
компьютере;
Вычисление суммы элементов массива
1
• осуществлять разбиение исходной задачи на
Последовательный поиск в массиве
1
подзадачи;
Анализ алгоритмов для исполнителей
1
• сравнивать различные алгоритмы решения
Конструирование алгоритмов
1
одной задачи.
Практическая деятельность:
Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия
1
• исполнять готовые алгоритмы для
Обобщение и систематизация основных понятий
1
конкретных исходных данных;
темы «Алгоритмы и программирование».
Проверочная работа
• разрабатывать программы, содержащие
подпрограмму;
• разрабатывать программы для обработки
одномерного массива: (нахождение
минимального (максимального) значения в
данном массиве; подсчёт количества элементов
массива, удовлетворяющих некоторому
условию; нахождение суммы всех элементов
массива; нахождение количества и суммы всех

1,,5 ,7

23

четных элементов в массиве; сортировка
элементов массива и пр.).
Раздел «Использование программных систем и сервисов» (16 часов)
Тема « Обработка числовой информации» (6 часов)
18
Интерфейс электронных таблиц. Данные в
1
Аналитическая деятельность:
ячейках таблицы. Основные режимы работы
• анализировать пользовательский интерфейс
19
Организация вычислений. Относительные,
1
используемого программного средства;
абсолютные и смешанные ссылки
• определять условия и возможности
20
Встроенные функции. Логические функции
1
применения программного средства для
21
Сортировка и поиск данных
1
решения типовых задач;
22
Построение диаграмм и графиков
1
• выявлять общее и отличия в разных
23
Обобщение и систематизация основных понятий
1
программных продуктах, предназначенных для
темы «Обработка числовой информации в
решения одного класса задач.
электронных таблицах». Проверочная работа
Практическая деятельность:
• создавать электронные таблицы, выполнять
в них расчёты встроенным и вводимым
пользователем формулам;
• строить диаграммы и графики в
электронных таблицах
Тема « Коммуникационные технологии» (10 часов)
24
Локальные и глобальные компьютерные сети
1
Аналитическая деятельность:
25
Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера
1
• выявлять общие черты и отличия способов
взаимодействия на основе компьютерных
26
Доменная система имен. Протоколы передачи
1
сетей;
данных
27
Всемирная паутина. Файловые архивы
1
• анализировать доменные имена
компьютеров и адреса документов в
28
Электронная почта. Сетевое коллективное
1
Интернете;
взаимодействие. Сетевой этикет
29
Технология создания сайта
1
• приводить примеры ситуаций, в которых
требуется поиск информации;
30
Содержание и структура сайта
1
• анализировать и сопоставлять различные
31
Оформление сайта
1
источники информации, оценивать
32
Размещение сайта в Интернете
1
достоверность найденной информации;
33
Обобщение и систематизация основных понятий
1
• распознавать потенциальные угрозы и
темы «Коммуникационные технологии».
вредные воздействия, связанные с ИКТ;
Проверочная работа
оценивать предлагаемые пути их устранения.
Практическая деятельность:

1, 5, 7

1, 2, 3, 4 ,5, 6 ,7, 8

24

• осуществлять взаимодействие посредством
электронной почты, чата, форума;
• определять минимальное время,
необходимое для передачи известного объема
данных по каналу связи с известными
характеристиками;
• проводить поиск информации в сети
Интернет по запросам с использованием
логических операций;
• создавать с использованием конструкторов
(шаблонов) комплексные информационные
объекты в виде веб-страницы, включающей
графические объекты.
РЕЗЕРВ
34
Резерв

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
физико- математических дисциплин
СОШ № 2 г. Тихорецка
от 29.08.2021г. №1
___________________Н.Ф. Ширяева

1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР ______________Н.Ю.
Оганесян
30.08.2021 года

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».