Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Тихорецкий район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 города Тихорецка
муниципального образования Тихорецкий район
имени полного кавалера Ордена
Славы Василия Семеновича Шахрая
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08. 2021 года протокол № 1
Председатель ________ В.В. Бутова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По информатике
Уровень образования (класс) среднее общее образование, 10-11 классы
Количество часов 68 часов
Учителя – разработчики
Шолом Дарья Александровна, учитель информатики МБОУ СОШ №2 г. Тихорецка
Программа разработана в соответствии:
•

в соответствии с ФГОС СОО

• с учетом ООП СОО МБОУ СОШ № 2 г.Тихорецка
• с учетом примерной основной общеобразовательной программы среднего общего
образования,

одобренной

решением

федерального

учебно-методического

объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 года № 2/16-з)
• с учетом УМК Л.Л. Босовой Информатика,10-11 класс, М, БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2019г.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
–
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
–
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
–
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
–
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
–
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
–
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
–
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
–
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
–
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
–
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения
прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
–
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
–
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
2

самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
–
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
–
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
–
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
–
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
–
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других
людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении
нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств
(чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
–
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
–
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
–
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
–
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
–
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
–
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
–
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
3

–
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
–
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
–
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
–
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
–
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
4

Выпускник научится:
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–
определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных
условиях дискретизации;
–
строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные
логические уравнения;
–
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
–
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать
изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их
основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы,
написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого
уровня;
–
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
–
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового
уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических
конструкций;
–
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации;
–
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений
(время работы, размер используемой памяти);
–
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих
объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и
процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных
процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде,
готовить полученные данные для публикации;
–
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для
решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения
персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
–
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных
предметных областей;
–
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в
базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД;
описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
–
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с
использованием возможностей современных программных средств;
–
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических
средств ИКТ;
5

–
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы
алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
–
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
–
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и
процессов;
–
строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений,
используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать
ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;
–
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач
поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных; использовать навыки и опыт
разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку
программ;
использовать
основные
управляющие
конструкции
последовательного
программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
–
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать
числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты,
получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на
предмет соответствия реальному объекту или процессу;
–
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе
учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
–
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых
задач;
–
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных
электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с
компьютерами и мобильными устройствами;
–
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений;
создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности,
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
–
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс – 34 часа
Введение. Информация и информационные процессы (6 ч.)
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в
представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных
компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы»
Математические основы информатики (10 ч.)
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах
счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики.
Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с
данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
6

Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения
оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения
количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при
описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Контрольная работа №2 «Математические основы информатики»
Использование программных систем и сервисов (18 ч.)
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем.
Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные
системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших
данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные
компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.Выбор конфигурации
компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения
компьютеров.

Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды
ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернетсервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные
программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной
специализации. Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных
задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области
программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение
специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при
эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего
места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и
создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа.
Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка
литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста.
Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или
графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с
использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов,
видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и
мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных
работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
Контрольная работа №3 «Использование программных систем и сервисов»
11 класс – 34 часа
Использование программных систем и сервисов (3 ч.)
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе –
в задачах математического моделирования).
7

Алгоритмы и элементы программирования (16 ч.)
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования.
Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном
языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования.
Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде
программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с
использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового
уровня из различных предметных областей. Примеры задач:
–
алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех
заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений)
элементов конечной числовой последовательности (или массива);
–
алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
–
алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального
числа, проверка числа на простоту и т.д.);
–
алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива:
линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов
данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка
соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине
наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка
символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления
исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых
алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой
памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком.
Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ
достоверности
(правдоподобия)
результатов
экспериментов.
Использование
сред
имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного
эксперимента в учебной деятельности.
Контрольная работа №1 «Алгоритмы и элементы программирования»
Использование программных систем и сервисов (5 ч.)
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об
однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема
данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических
задач.
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы
8

автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели.
Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания.
Искусственный интеллект.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном
пространстве (5 ч.)
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в
сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы.
Разработка интернет-приложений (сайты).

9

Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения
запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени
(локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернетторговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными.
Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура.
Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые
образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС),
компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной
безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое
обеспечение информационной безопасности.
Итоговая контрольная работа

10

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ
ТЕМЫ

Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания МБОУ СОШ № 2 г. Тихорецка. Основные
направления программы применительно к урокам математики можно изложить следующим образом:
1. Гражданское воспитание.
Инициативность и творчество в учебном труде, толерантность в общении со сверстниками и в отношении к ученым различных
национальностей, формирование уверенности в себе, чувства собственного достоинства, положительной самооценки.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
Формирование интереса к историческому прошлому малой Родины и России при решении математических задач, воспитание на примерах
развития российской науки, русских ученых ( в том числе и в годы Великой Отечественной войны)

3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание через отбор содержания материала, общение, воспитание мыслящей личности путем развития логического
мышления, через изучение истории математики, через рассказы о нематематической деятельности великих ученых, привлекая к
общечеловеческим ценностям и культуре

4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание).
Эстетическое воспитание: на примере красоты математических моделей, чертежей, формул. Знакомство с симметрией, связью архитектуры,
поэзии, музыки, спорта и математики.

5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания).
Привитие интереса к технике и технологиям путем использования на уроках пк, интерактивной доски, Интернет-ресурсов и т.д.

6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.
Пробуждение активности исследовательских и познавательных интересов, привитие учащимся навыков здорового образа жизни через
решение задач, проведение физкультминуток

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
Формирование и воспитание трудовых навыков, аккуратности, доведение начатой работы до конца через усвоение понятия алгоритма,
привитие навыков самоконтроля, формирование умений и навыков, необходимых в жизни, развитие способностей применять эти навыки к
решению задач, привитие навыков выполнения домашнего задания, самостоятельной работы. Знакомство с применением математических
знаний в тех или иных профессиях.

8. Экологическое воспитание.
Воспитание экологически целесообразного отношения к природе как основе жизни, на примере задач знакомство учащихся с вредным
влиянием на организм и природу некоторых вредных привычек( алкоголь, курение, наркотики…)
11

10 класс (1 час в неделю)
№
п/п

Тема

КолОсновные виды деятельности
во
часов
Раздел «Введение» (6 часов)
Тема «Информация и информационные процессы» (6 часов)
1
Информация. Информационная грамотность и
1
Аналитическая деятельность
информационная культура
Анализировать сущность понятий
«информационная культура» и
2
Подходы к измерению информации
1
«информационная грамотность».
3
Информационные связи в системах различной
1
Выявлять этапы работы с информацией.
природы
Классифицировать виды информации по
4
Обработка информации
1
принятому основанию.
5
Передача и хранение информации
1
Оценивать информацию с позиции её свойств.
6
Обобщение и систематизация изученного
1
Выявлять различия в алфавитном и
материала по теме «Информация и
содержательном подходах к измерению
информационные процессы». Проверочная работа
информации.
Приводить примеры систем и их компонентов.
Приводить примеры информационных
процессов и информационных связей в
системах различной природы.
Приводить примеры задач обработки
информации разных типов.
Комментировать общую схему процесса
обработки информации.
Приводить примеры равномерных и
неравномерных кодов.
Комментировать схему передачи информации
по техническим каналам связи.
Приводить примеры информационных
носителей заданной ёмкости.

Основные направления
воспитательной
деятельности

2, 5, 8

12

Моделировать процессы управления в
реальных системах; выявлять каналы прямой и
обратной связи и соответствующие
информационные потоки.
Практическая деятельность
Выполнять работу по свёртыванию большого
объёма текстовой информации с помощью
графической формы (кластера, интеллекткарты и др.).
Решать задачи на определение количества
информации, содержащейся в сообщении,
применяя содержательный и алфавитный
подходы.
Переходить от одних единиц измерения
информации к другим.
Решать задачи, связанные с выделением
основных информационных процессов в
реальных ситуациях (при анализе процессов в
обществе, природе и технике).
Раздел «Использование программных систем и сервисов» (5 часов)
Тема «Компьютер и его программное обеспечение». (5 часов)
7
История развития вычислительной техники
1
Аналитическая деятельность
Характеризовать этапы информационных
8
Основополагающие принципы устройства ЭВМ
1
преобразований в обществе.
9
Программное обеспечение компьютера
1
Прослеживать тенденции развития
10
Файловая система компьютера
1
вычислительной техники.
11
Обобщение и систематизация изученного
1
Приводить примеры успехов отечественных
материала по теме «Компьютер и его
ученых в области информационных и
программное обеспечение». Проверочная работа
коммуникационных технологий.
Выбирать конфигурацию компьютера в
зависимости от решаемой задачи.
Практическая деятельность

2, 7, 8

13

Работать с графическим интерфейсом
операционной системы (ОС), стандартными и
служебными приложениями, файловыми
менеджерами, архиваторами и
антивирусными программами.
Использовать паролирование и архивирование
для обеспечения защиты информации.
Осуществлять кодирование текстовой
информации с помощью кодировочных таблиц.
Осуществлять сжатие информации с помощью
кода Хаффмана.
Раздел «Математические основы информатики» (17 часов)
Тема « Представление информации в компьютере» (9 часов)
12
Представление чисел в позиционных системах
1
счисления
13
Перевод чисел из одной позиционной системы
1
счисления в другую
14
«Быстрый» перевод чисел в компьютерных
1
системах счисления
15
Арифметические операции в позиционных
1
системах счисления
16
Представление чисел в компьютере
1
17
Кодирование текстовой информации
1
18
Кодирование графической информации
1
19
Кодирование звуковой информации
1
20
Обобщение и систематизация изученного
1
материала по теме «Представление информации в
компьютере». Проверочная работа

Аналитическая деятельность
Классифицировать системы счисления.
Выполнять сравнение чисел, записанных в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления.
Практическая деятельность
Переводить целые числа и конечные
десятичные дроби в систему счисления с
основанием q.
Осуществлять «быстрый» перевод чисел между
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системами счисления.
Строить таблицы сложения и умножения в
заданной позиционной системе счисления.
Выполнять сложение, умножение, вычитание и
деление чисел, записанных в двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системах
счисления.
Подсчитывать количество единиц в двоичной

5

14

записи числа, являющегося результатом
суммирования и / или вычитания степеней
двойки.
Представлять целые и вещественные числа в
форматах с фиксированной и плавающей
запятой.
Тема «Элементы теории множеств и алгебры логики» (8 часов)
21
Некоторые сведения из теории множеств
1
22
Алгебра логики
1
23
Таблицы истинности
1
24
Основные законы алгебры логики
1
25
Преобразование логических выражений
1
26
Элементы схем техники. Логические схемы
1
27
Логические задачи и способы их решения
1
28
Обобщение и систематизация основных понятий
1
темы «Элементы теории множеств и алгебры
логики». Проверочная работа

Аналитическая деятельность
5
Перечислять элементы, образующие
пересечение, объединение, дополнение
заданных перечислением нескольких множеств.
Приводить примеры элементарных и составных
высказываний.
Проводить анализ таблиц истинности.
Различать высказывания и предикаты.
Устанавливать связь между алгеброй логики и
теорией множеств.
Практическая деятельность
Изображать графически пересечение,
объединение, дополнение 2–3 базовых
множеств.
Подсчитывать мощность пересечения,
объединения, дополнения нескольких
множеств известной мощности.
Вычислять значения логических выражений с
логическими операциями конъюнкции,
дизъюнкции, отрицания, импликации, строгой
дизъюнкции, эквиваленции, инверсии.
Строить таблицы истинности.
Осуществлять эквивалентные преобразования
логических выражений с использованием
законов алгебры логики.
15

Осуществлять построение логического
выражения с данной таблицей истинности и его
упрощение.
Решать логическую задачу одним из известных
способов.
• Решать простые логические уравнения.
Раздел «Использование программных систем и сервисов» (5 часов)
Тема «Современные технологии создания и обработки информационных объектов» (5 часов)
29
Текстовые документы
1
Аналитическая деятельность
4, 7
Классифицировать компьютерную графику.
30
Объекты компьютерной графики
1
Характеризовать основные редакторы создания
31
Компьютерные презентации
1
презентаций.
32
Выполнение мини-проекта по теме «Создание и
1
Практическая деятельность
обработка информационных объектов»
Разрабатывать структуру документа.
33
Обобщение и систематизация основных понятий
1
Создавать гипертекстовый документ.
главы «Современные технологии создания и
Использовать средства автоматизации при
обработки информационных объектов».
создании документа.
Проверочная работа
Применять правила цитирования источников и
оформления библиографических ссылок.
Осуществлять проверку созданного документа
в системе антиплагиата.
Принимать участие в коллективной работе над
документом.
Выполнять преобразование растровых
изображений с целью оптимизации размера
изображения, корректировки цветовых кривых,
яркости, контрастности.
Осуществлять фильтрацию изображений
средствами графического редактора.
Определять размеры графических файлов при
известных глубине цвета и цветовой палитре.
Определять размеры звуковых файлов при
16

известных частоте дискретизации, глубине
кодирования звука и других характеристиках
звукозаписи.
Обрабатывать изображения и звуки с
использованием интернет- и мобильных
приложений.
Создавать мультимедийные презентации.
Итоговое повторение (1 час)
34
Основные идеи и понятия курса

1

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

11 класс (1 час в неделю)
№
п/п

Тема

КолОсновные виды деятельности
во
часов
Раздел «Использование программных систем и сервисов» (6 часов)
Тема «Обработка информации в электронных таблицах» (6 часов)
1
Табличный процессор. Основные сведения
1
Аналитическая деятельность
Исследовать математические модели.
2
Редактирование и форматирование в табличном
1
Практическая деятельность
процессоре
Решать расчётные и оптимизационные задачи с
3
Встроенные функции и их использование
1
помощью электронных таблиц.
4
Логические функции
1
Использовать средства деловой графики для
5
Инструменты анализа данных
1
наглядного представления данных.
6
Обобщение и систематизация изученного
Использовать сортировку и фильтры.
материала по теме «Обработка информации в
электронных таблицах». Проверочная работа
Раздел «Алгоритмы и элементы программирования» (11 часов)
Тема «Алгоритмы и элементы программирования». (11 часов)
7
Основные сведения об алгоритмах
1
Аналитическая деятельность

Основные направления
воспитательной
деятельности

5, 7

5,7
17

1
1

11

Алгоритмические структуры
Запись алгоритмов на языке программирования
Паскаль
Анализ программ с помощью трассировочных
таблиц
Функциональный подход к анализу программ

12

Структурированные типы данных. Массивы

1

13

Задачи обработки массивов

1

14

Сортировка массивов

1

15

Структурное программирование

1

16

Рекурсивные алгоритмы

1

17

Обобщение и систематизация изученного
материала по теме «Алгоритмы и элементы
программирования». Проверочная работа

1

8
9
10

1
1

Выделять этапы решения задачи на
компьютере. Пояснять сущность выделенных
этапов.
Определять понятия «алгоритм» и
«исполнитель алгоритма».
Называть свойства алгоритма и пояснять на
примерах их сущность.
Выбирать способ записи алгоритма в
зависимости от решаемой задачи.
Пояснять понятия «вычислительный процесс»,
«сложность алгоритма» , «эффективность
алгоритма».
Давать оценку сложности известных
алгоритмов.
Приводить примеры эффективных алгоритмов.
Выяснять результат работы алгоритма для
исполнителя при заданных исходных данных и
исходные данные для известного результата.
Определять результат выполнения алгоритма
по его блок-схеме.
Приводить примеры алгоритмов, содержащих
последовательные, ветвящиеся и циклические
структуры.
Анализировать циклические алгоритмы для
исполнителя.
Анализировать интерфейс интегрированной
среды разработки программ на выбранном
языке программирования.
Разбивать задачу на подзадачи.
Пояснять сущность рекурсивного алгоритма.
Находить рекурсивные объекты в окружающем
мире.
18

Давать определение понятия «массив».
Приводить примеры одномерных, двумерных и
трёхмерных массивов.
Приводить примеры задач из повседневной
жизни, предполагающих использование
массивов.
Осуществлять постановку задачи сортировки
массивов.
Практическая деятельность
Управлять работой формального исполнителя с
помощью алгоритма.
Строить блок-схемы последовательных
алгоритмов по описанию.
Строить блок-схемы ветвящихся алгоритмов по
описанию.
Строить блок-схемы циклических алгоритмов
по описанию.
Записывать алгоритмические конструкции на
выбранном языке программирования.
Записывать и отлаживать программы в
интегрированной среде разработки программ
на выбранном языке программирования.
Разрабатывать и осуществлять программную
реализацию алгоритмов решения типовых
задач:
• нахождения наибольшего (или наименьшего)
из двух, трёх, четырёх заданных чисел без
использования массивов и циклов, а также
сумм (или произведений) элементов конечной
числовой последовательности (или массива);
• анализа записей чисел в позиционной системе
счисления;
19

• с использованием метода перебора (поиск
НОД данного натурального числа, проверка
числа на простоту и т. д.);
• работы с элементами массива с однократным
просмотром массива: линейный поиск
элемента, вставка и удаление элементов в
массиве, перестановка элементов данного
массива в обратном порядке, суммирование
элементов массива, проверка соответствия
элементов массива некоторому условию,
нахождение второго по величине наибольшего
(или наименьшего) значения и др.
Проверять работоспособность программ с
использованием трассировочных таблиц.
Оформлять логически целостные или
повторяющиеся фрагменты программы в виде
подпрограмм.
Программировать рекурсивные алгоритмы.
Определять значение рекурсивного алгоритма
Раздел «Математические основы информатики» (6 часов)
Тема « Информационное моделирование» (6 часов)
18
Модели и моделирование
1
19
Моделирование на графах. Знакомство с теорией
1
игр
20
База данных как модель предметной области.
1
Реляционные базы данных.
21
Системы управления базами данных
1
22
Проектирование и разработка базы данных
1
23
Обобщение и систематизация изученного
1
материала по теме «Информационное
моделирование». Проверочная работа

Аналитическая деятельность
Определять понятия «модель»,
«моделирование».
Классифицировать модели по заданному
основанию.
Приводить примеры моделей, встречающихся в
повседневной жизни.
Определять цель моделирования в конкретном
случае.
Определять адекватность модели цели
моделирования в конкретном случае.

5, 7, 8

20

Приводить примеры использования графов,
деревьев, списков при описании
объектов и процессов окружающего мира.
Характеризовать игру как модель некоторой
ситуации.
Приводить примеры жизненных ситуаций,
моделью которых может быть игра.
Давать определение выигрышной стратегии.
Исследовать математические модели.
Приводить примеры использования баз
данных.
Характеризовать базу данных как модель
предметной области.
Практическая деятельность
Использовать графы, деревья, списки при
описании объектов и процессов окружающего
мира.
Применять алгоритмы нахождения кратчайших
путей между вершинами ориентированного
графа.
Проектировать многотабличную базу данных.
Осуществлять ввод и редактирования данных.
Осуществлять сортировку, поиск и выбор
данных в готовой базе данных.
Формировать запросы на поиск данных в среде
системы управления базами данных
Раздел «Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве» (9 часов)
Тема «Сетевые информационные технологии» 5 (часов)
24
Основы построения компьютерных сетей
1
Выявлять общее и различия в организации
локальных и глобальных компьютерных сетей.
25
Как устроен Интернет
1
Пояснять принципы построения компьютерных
26
Службы Интернета
1
сетей.
27
Интернет как глобальная информационная
1

3, 6, 7

21

28

система
Обобщение и систематизация основных понятий
темы «Сетевые информационные технологии».
(урок-семинар)

Тема «Основы социальной информатики» (4 часа)
29
Информационное общество
30
Информационное право
31
Информационная безопасность
32
Обобщение и систематизация основных понятий
главы «Основы социальной информатики». (уроксеминар)

1

1
1
1
1

Приводить примеры сетевых протоколов с
определёнными функциями.
Анализировать адреса в сети Интернет.
Характеризовать систему доменных имён.
Характеризовать структуру URL.
Характеризовать структуру веб-страницы.
Описывать взаимодействие веб-страницы с
сервером.
Приводить примеры различных видов
деятельности в сети Интернет.
Практическая деятельность
Работать с электронной почтой.
Настраивать браузер.
Работать с файловыми архивами.
Осуществлять поиск информации на заданную
тему в основных хранилищах информации.
Применять несколько способов проверки
достоверности информации, найденной в сети
Интернет.
Разрабатывать веб-страницу на заданную тему.
• Осуществлять публикацию готового
материала в сети
Аналитическая деятельность
Описывать социально-экономические стадии
развития общества.
Характеризовать информационное общество,
выделять его основные черты.
Анализировать Декларацию принципов
построения информационного общества,
раскрывать суть изложенных в ней принципов.
Давать определения понятиям

1, 2

22

«информационный ресурс», «информационный
продукт», «информационная услуга».
Приводить примеры государственных
информационных ресурсов.
Выявлять отличия информационных продуктов
от продуктов материальных.
Соотносить информационные ресурсы и услуги
с секторами информационного рынка.
Характеризовать информационнообразовательную среду своей школы, описывая
имеющееся техническое оснащение,
программное обеспечение и их использование
учителями и школьниками.
Выделять основные этапы развития
информационного общества в России.
Характеризовать возможности социальных
сетей.
Формулировать правила поведения в
социальных сетях.
Анализировать законодательную базу,
касающуюся информационных ресурсов.
Отвечать на конкретные вопросы, используя
тексты нормативных документов.
Соотносить виды лицензий на использование
программного обеспечения и порядок его
использования и распространения.
Характеризовать сущность понятий
«информационная безопасность», «защита
информации».
Формулировать основные правила
информационной безопасности.
Участвовать в дискуссии по изучаемому
23

материалу.
Практическая деятельность
Осуществлять подготовку сообщений и
презентаций по заданной теме.
Итоговое повторение (1 час)
33
Основные идеи и понятия курса
34
Итоговая контрольная работа

1
1

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического
объединения учителей
физико- математических дисциплин
МБОУ СОШ № 2 г. Тихорецка
от 29.08. 2021 года № 1
___________ Ширяева Н.Ф.

Заместитель директора по УМР
_____________ Оганесян Н.Ю.
30.08.2021 года

.

24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».