29.03.2023
10.03.2023
10 МАРТА 2023 года в МБОУ СОШ №2 г. Тихорецка прошло совещание педагогического коллектива с
педагогом-психологом Селезневой Н.Д. на тему «Мотивация как условие успешного обучения детей с ОВЗ в школе»
Современный
мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной
политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества на развитие и
формирование личностных качеств человека. Для XXI столетия характерно
понимание, что только самореализация личности является основной целью любого социального
развития.
Дети с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети с разными нарушениями
развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата,
интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с
задержкой и комплексными нарушениями развития.
Роль мотивации
в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования
мотивации учащихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение
мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося.
Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае
недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении
этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие
учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в
учебе.
Обучение
ученика с ограниченными возможностями здоровья, – это мотивированный процесс,
прежде всего, для учителя, работающего с такими детьми. Потому задача мотивации
школьника с ОВЗ стоит перед учителем, педагогом-психологом с первостепенной
важностью и состоит в том, чтобы включить каждого ученика с ОВЗ в учебный
процесс, который бы обеспечивал формирование и развитие познавательных
потребностей такого ученика. К наиболее значимым мотивациям школьника в учебном
процессе относятся: познавательная мотивация, мотивация коммуникативная,
мотивация эмоциональная, мотивация саморазвития, мотивация позиции школьника,
мотивация достижений, мотивация внешняя, сопряженная с поощрением либо с
наказанием.
Мотивация является одним из главных условий успешного
обучения.
При
формировании мотивации учеников с ОВЗ учителю необходимо помнить, что такая
мотивация носит «особый характер» и что мотивация детей с ОВЗ – это, прежде
всего, зарождение и закрепление сотрудничества между учителем и учеником. Кроме
того, нам всем важно помнить, что формированию устойчивой мотивации любого
ребѐнка способствует любовь и терпение по отношению к нему.